logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели.

Образовательные: провести параллель между двумя произведениями, помочь увидеть общность в темах, идеях, образах писателей-классиков разных эпох.

Развивающие: совершенствовать навыки исследовательской работы, умения отбирать необходимую информацию.

Воспитательные: учить критически оценивать поступки героев произведений, с уважением относиться к мнению одноклассников.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Слово учителя. Сегодня мы начинаем знакомиться с новыми произведениями писателей-классиков 2-ой половины 19 века, чьи произведения вы читали. Назовите писателей этой эпохи и их повести и рассказы.

Учащиеся называют знакомые им имена Тургенева, Островского, Достоевского, Лескова и их произведения, прочитанные в 5-9 классах.

Учитель. А вот творчество Ивана Александровича Гончарова вам предстоит открыть. Летом многие познакомились с содержанием романа "Обломов". Может быть, среди вас есть знатоки географии, прочитавшие произведение этого писателя "Фрегат "Паллада". Если учесть, что наш уездный городок Буинск в 19 веке входил в состав Симбирской губернии, то мы с полным правом можем назвать Гончарова нашим земляком, и это одна из причин, чтобы проявить интерес к творчеству писателя.

3. Сообщение ученика о жизни и творчестве И.А.Гончарова. (Демонстрируются портреты, виды Симбирска, фотографии из музея, иллюстрации).

4. Проверка домашнего задания.

Вы обратили внимание, что тема нашего урока звучит не совсем обычно: "Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов". Она предполагает, что мы сможем связать две эпохи в литературе, творчество двух писателей, доказав, что литераторам 50-90-х годов были близки те же темы, идеи и образы, что и писателям 1-ой половины 19 века. С этой целью мы проводим урок-исследование. Вы должны были ответить на вопрос: "Какие темы, идеи, образы были ведущими в литературе 1-ой половины 19 века?"

Ответы учащихся (по материалам учебника). Переход от классицизма, романтизма, сентиментализма к критическому реализму; историзм; народность; решение проблемы "Человек и общество"; внимание к "маленькому человеку"; интерес к внутреннему миру человека.

5. Работа над темой урока.

1. "Расшифровка" темы.

Учитель. Итак, тема урока "Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов", хотя с полным правом мы могли обратиться и к пушкинским мотивам. Что значит мотивы? Заглянем в "Словарь литературоведческих терминов".

Ученик. Это составная часть темы, сюжета произведения искусства.

Учитель. Есть ещё понятие "реминисценция".

Сообщение ученика. 

Блиц-викторина. Вопросы, ответив на которые, ученики получат представление о том, какие бывают реминисценции.

2. Сопоставление произведений.

Учитель. Проведём наблюдения над тем, как соединяются две эпохи, литературные образы и проблемы, приёмы в произведениях Гоголя и Гончарова. К уроку вы перечитали главы поэмы, посвящённые помещикам, а в романе - первые две главы 1-й части. Прежде чем начать сопоставление, вспомним, из чего складывается образ литературного героя. 

А вот и сами герои! Кого из помещиков "Мёртвых душ" напоминает Обломов? Обратимся к портрету. 

Учащиеся читают описание портретов Манилова и Обломова. Комментарии.

Интерьер тоже помогает раскрыть образ героя. 

Учащиеся читают описание комнат героев произведений. Комментарии.

Каково отношение Манилова и Обломова к хозяйству?

Учащиеся читают отрывки.

Как можно охарактеризовать образ жизни персонажей?

Ответы учащихся.

Маниловщина и обломовщина. Что объединяет эти понятия? В чём различия? Подумайте над этим вопросом дома.

Художественная деталь часто используется писателями для более полного представления о герое. Учащиеся называют детали, характеризующие персонажей. 

Кто ещё из героев романа "Обломов" похож на одного из героев поэмы Гоголя? (Слайд №10)

Учащиеся читают описание портретов Ноздрева и Тарантьева и комментируют, находя общее у этих героев.

Можно сказать, Тарантьев - это Ноздрёв нового времени, так как рано или поздно Ноздрёв лишится своего имения и вынужден будет нахлебничать у более состоятельных знакомых. А можно ли отождествлять Манилова и Обломова? Это тоже вопрос домашнего задания.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.

1. Сообщение "Пушкинские традиции в романе "Обломов".

2. Подготовить роли к театрализованному уроку.

3. Ответить на один из вопросов: "Маниловщина и обломовщина. Общее и различия", "Можно ли отождествлять Манилова и Обломова?"

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.