logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Оборудование: рисунки Пушкина, Нади Рушевой, иллюстрации с пейзажей Б. Щербакова, гравюры В. Фаворского, иллюстрации Н. Кузьмина к "Евгению Онегину”.

На доске: слева — портрет Пушкина (Кузьмин), справа: К. Брюллов, В. Гау, И. Макаров, В. А. Фаворский, Н. В. Кузьмин, Б. Щербаков, Надя Рушева.

1. Быстрый карандаш А. Пушкина.
2. Портреты Н. Н. Пушкиной.
3. Иллюстрации к произведениям Пушкина:

а) гравюры В. Фаворского;
б) иллюстрации к "Евгению Онегину” Н. Кузьмина.

4. Пушкинские места в пейзажах Б. Щербакова.
5. Пушкиниана Нади Рушевой.

Мы с вами целый месяц живем в мире Пушкина. Пушкин - это слово безмерно в своем содержании. Оно не нуждается в эпитетах, но это - целый мир. Вы многое знаете о его жизни, о людях, которые были рядом с ним, мы с вами заочно посетили Михайловское, лицей в Царском Селе, дворец в Бахчисарае, Каменку, были на берегу моря, с которым поэт прощался, уезжая из Одессы, в его последней квартире на набережной Мойки 12. Мы слушали и читали его произведения, романсы на его стихи.

О нем можно говорить бесконечно. Пушкин — это явление не только в русской и мировой литературе, но и в искусстве (давайте вспомним "Слово о полку Игореве” - "золотое слово русского искусства” - Лихачев) — спросить учеников.

Поэтому закономерно появилось слово "Пушкиниана” - что это? (есть Пушкиниана литературная, музыкальная, художественная).

- показать книгу ("России первая любовь”) — это малая часть поэтической Пушкинианы.

Представим себе, что художественная Пушкиниана - это несколько огромных альбомов (или журналов). И сегодня мы остановим внимание на его некоторых главах, всмотримся в рисунки и иллюстрации, портреты, пейзажи и гравюры, связанные с именем Пушкина; узнаем, как они появились; подумаем о том, о чем нам хотели сказать их авторы. Мы составим свой журнал, но он будет устный.

Эпиграф:

Служенье муз не терпит суеты,
рекрасное должно быть величаво.

Запишите тему:

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Этими строчками из 1 гл. романа "Евгений Онегин” мы называем наш журнал. Я думаю, мы поймем этот гармонический союз в душе великого поэта. Этот союз искали и те, о ком мы сегодня будем говорить.

В нашем устном журнале несколько глав. Настроимся на работу и душой, и разумом, чтоб, знакомясь с новым для вас материалом, вы подумали сразу и о том, как эту главу озаглавить, т. е. выделяйте главное в том материале, который услышите. Пусть для каждого из вас это будет еще одна прекрасная встреча с миром Пушкина. Вчитайтесь в эпиграф к нашему журналу. Будем с ним солидарны не только сегодня, но и всегда. Всмотритесь в портрет, который открывает наш журнал.

- Это творчество! Вдохновение.

Пусть вдохновение часто посещает ваши души, а сегодня - обязательно.

Я переворачиваю страницу. Первая глава нашего журнала.

1. О рисунках Пушкина.

а) копии его рукописей.
б) рассказ о рисунках.
в) На этих местах, где эти рисунки — стихи: "Пущину”, "Д. Давыдову”, "К Вяземскому”.

В Пушкинском доме (лит. архив) в Петербурге -10 тысяч листов его рукописей с тысячами и тысячами рисунков. И все это сделано простым гусиным пером. Хотя — "Быстрый карандаш” (показать книгу).

- Главная мысль?

2. Следующая глава открывается стихотворением

а) "Мадонна” (кому посвящено?)
б) рассказ о портретах Н. Н Пушкиной.

Кого из портретистов знаете? В какое время они работали? Черты каких направлений в искусстве здесь можно увидеть?

3. О чем вам говорит фамилия Фаворский? Кто он? 3 глава - иллюстрации. Она будет состоять из двух частей?

а) слова самого Фаворского.

"Какое счастье, что Россия имеет Пушкина. Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним обращаться. Как же страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность”.

б) рассказ о Фаворском.
в) обращение к портрету лицеиста Пушкина.

- Что выражено на этом портрете?

8 гл. I, II строфа - наизусть.

"На гравюре Фаворского - юный поэт, взметнувшийся, встревоженный, весь -острота и стремительная зоркость”, - Халаминский - автор книги о Фаворском (книгу показать).

- Что значит иллюстрация?

- Трудно ли иллюстрировать?

- А "Евгения Онегина”? почему?

Посмотреть на иллюстрации Кузьмина.

г) рассказ о Кузьмине.

Портрет в журнале - это Кузьмин.

- Почему такая манера? (Дух пушкинского рисунка - легкость, воздушность).

"Витийством резким знамениты...” - читать. Книга Я. Смоленского – рисунки – показать.

4. В следующей главе - пейзажи. Всмотритесь в них.

- Какие краски?

- Настроение художника?

Пушкин на скамье - включить романс "Я вас любил” - чем близки романс, пейзаж?

Кто исполнил?

О Щербакове (коротко)

- от первого лица - воспоминания - рассказ ученика.

Главное - прочувствовать состояние души.

5. Жизнь Пушкина, его высокие стремленья поняла и прочувствовала школьница, девочка, которой сегодня было бы 49 лет. Она стала загадкой и легендой России 20 века. Посмотрите на ее рисунки (копии сделали наши ученики - спасибо!).

О ней, Наде Рушевой, наша последняя глава. О ее Пушкиниане.

а) рассказ о Наде, о ее смерти (6 марта 1969 г.)

- В какой манере сделаны рисунки?

- Что они передают?

Высокий дух, "души прекрасные порывы” - Пушкина и самой Нади.

б) о выставке в Казани. "Пушкин и Надя - драгоценный слиток”

Показать книгу "Графика Нади Рушевой”.

Заключение:

С младенчества дух песен в нас горел,
И дикое волненье мы познали, 
С младенчества две музы к нам летали, 
И сладок был их лаской наш удел.

Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво;
Но юность нам советует лукаво, 
И шумные нас радуют мечты.

- Откуда?

Так поэт сказал о себе. Так можно сказать о тех, о ком мы вели разговор по страницам нашего устного журнала.

Смысл слов эпиграфа?

В союзе волшебных звуков, чувств и дум был Пушкин, были и художники, иллюстраторы... Иначе они не создали бы эти замечательные произведения. И вы - я надеюсь, тоже были в союзе пушкинских мыслей, чувств и дум, и душой поняли те произведения, с которыми познакомились.

Закрыта последняя страница журнала. Вступление ...было. Задание вам: оглавление и заключение.

Сложный план.

Сложный план

1. "Быстрый карандаш” А. Пушкина.

1. Многочисленные автопортреты поэта.
2. Портреты друзей и знакомых на полях рукописей.

2. "Чистейшей прелести чистейший образец” в русской живописи9

1. Романтический акварельный портрет Н. Гончаровой, выполненный художником А. Брюлловым.
2. Портреты жены поэта художников В. Гау и И. Макарова.

3. Иллюстрации к произведениям Пушкина.

1. "Изобразительное пушкиноведение” Н. В. Кузьмина:

а) иллюстрации к роману "Евгений Онегин”;
б) портрет поэта, названный "Послание к Чаадаеву”.

2. Работа графика В. А. Фаворского:

а) портрет Пушкина - лицеиста;
б) иллюстрации к драме "Б. Годунов” и "Маленьким трагедиям”.

4. Пушкинские места на пейзажах Б. Щербакова.

5. Пушкиниана Нади Рушевой:

1. Биография юной художницы.
2. Замечательные рисунки на пушкинскую тему.
3. Высокая оценка ее творчества в истории русского искусства.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.