logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

Образовательная:

Знакомство с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.

Выявление роли пейзажа в художественном произведении.

Развивающая:

Развитие навыка анализа эпизода произведения.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе.

Ход урока

1. Оргмомент.

2.Слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучение рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

3. Усвоение нового материала.

- Что вы знаете о жизни И.С.Тургенева?

Иван Сергеевич Тургенев (1818- 1883)

(Записи в тетрадях.)

В центральной полосе России, там, где леса граничат со степью, есть город с красивым названием Орёл. Здесь в 1818 году родился великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Многие годы жизни он провёл в своём имении Спасское-Лутовиново, которое находится в 65 километрах от Орла. С детства Тургенев наблюдал быт и нравы крестьян окрестных деревень, часто ходил на охоту с крестьянином Афанасием Алифановым, которого изобразил в «Записках охотника» под именем Ермолая, любовался щедрой природой Орловщины.

Здесь же он видел жестокость и несправедливость самодуров-помещиков по отношению к крестьянам (об этом Тургенев написал в рассказе «Муму»). Как-то раз, побывав на берегах небольшой речки Снежеть, Тургенев записал для памяти: «Описать, как мальчики гоняли лошадей на пустыри ночью. Огни... Бежин луг».

Так возник замысел рассказа «Бежин луг», который занимает видное место в «Записках охотника».

4. Определение уровня читательского восприятия.

- Кто полностью прочитал рассказ?

- Кто только начал читать?

- О чем этот рассказ?

(О том, как охотник заблудился в лесу и ночью вышел к костру, у которого собрались крестьянские ребята.)

- Что запомнилось вам в рассказе? (Истории, автор называет их быличками)

- Что представляет собой основная часть рассказа «Бежин луг»?

Рассказы мальчиков.

- С чего же начинается рассказ?

С описания природы.

-Как называется описание природы, включенное в художественном произведение?

Пейзаж.

- Как вы думаете, какую роль в произведении играет пейзаж?

С помощью пейзажа автор создает поэтическую картину природы

Пейзаж может являться фоном для  развития действия.

Пейзаж помогает почувствовать авторское отношение к героям и событиям.

5. Работа с текстом.

Наша задача - перечитать первые страницы текста и определить авторское отношение к

природе.

Чтение текста учителем до слов «Я узнал, наконец, куда я зашел».

6. Беседа.

- Почему автор начинает свой рассказ с пейзажа?

- Кто является рассказчиком?

Охотник, человек, любящий природу.

- Каким мы видим рассказчика в начале произведения?          

Человеком наблюдательным, с любовью относящимся к природе

- Докажите по тексту верность этого утверждения.

Давайте перечитаем первое предложение.

- В чем раскрывается любовное отношение рассказчика к природе?

7. Групповая работа с текстом.

Цель: выявление языковых особенностей в описании природы.

1 ряд - находит эпитеты

2 ряд - метафоры,

3 ряд - сравнения

- Какие эпитеты использует автор?

«Прекрасный июльский день», «кротким румянцем», «приветно-лучезарное солнце», играющие лучи, могучее светило»

-Какие метафоры мы находим в описании природы?

«Заря не пылает пожаром»,»погрузится в лиловый туман», «хлынули играющие лучи», облака теснятся, сеется дождь

- Какие сравнения есть в тексте?

«Как перед бурей», «подобно островам», облака «так же лазурны, как небо», «как дым», «как бережно несомая свечка»

- Какие еще средства художественной выразительности использует Тургенев?

Олицетворения  заря «разливается кротким румянцем».

Тургенев изображает природу, как живое существо.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( край облачка)

- Какие краски использует автор в описании солнца, облаков, тумана, неба?

- Как заканчивается первый абзац?

- О чем говорит такое обобщение автора?

О неразрывной связи человека и природы.

Вывод.

С помощью пейзажа автор создает поэтическую картину природы и показывает неразрывную связь человека и природы.

7. Сопоставление двух абзацев.

Что изменилось в тексте во втором абзаце?

Лирическое описание переходит в  повествование об охотнике- рассказчике.

Несмотря на то, что в тексте идет повествование от первого лица, нельзя говорить, что охотится Тургенев. Рассказчик очень близок к автору, однако не всегда можно отождествлять их.

- Как изменилась настроение рассказчика во втором абзаце рассказа?

Радостное, бодрое, светлое настроение первого абзаца сменилось тревожным настроением во втором абзаце.

- Найдите строки в тексте, которые показывают чувства охотника.

«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость … ходить по ней было как -то жутко».

- Какой прием использует автор, чтобы показать внутреннее состояние героя-рассказчика?

Вопросно-ответную форму изложения, внутренний монолог, восклицания. умолчания.

Умолчание - стилистическая фигура речи, передаваемая многоточиями, которые дают понять, что автор находится в сильном волнении и хочет показать свое отношение к происходящему с ним, растерянность.

8. Обобщение.

- Какую роль в тексте рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» играет описание природы?

Описание природы в рассказе «Бежин луг»  помогает понять связь человека с природой. Когда природа спокойная, безмятежная, человек любуется ею и забывает обо всем. Когда природа мрачная, пугающая, человек чувствует свою незащищенность, однако в любом случае он ощущает себя частью природы.

9. Дома дочитать рассказ, сделать иллюстрации к рассказу.

Подготовиться к выразительному чтению эпизода «У костра».

Индивидуальное задание - инсценирование сцены у костра.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.