logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

I. Определение мифа и мифологии

Проверка домашнего задания.

Во время проверки домашнего задания школьники пересказывают статью о мифах, отвечают на вопросы учебника. Обратим внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Учитель может пояснить, что во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы — бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, воспринимали мир нерасчлененно. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Отвечая на 4-й вопрос учебника, кратко запишем в тетради определение мифа. Для этого можно воспользоваться статьей учебника и «Кратким литературоведческим словарем», вычленив в них необходимое для того, чтобы дети понимали сущность мифа.

* Мифы (греч.) — предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

— Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?

* Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.

Отвечая на 2-й вопрос учебника, ученики (в зависимости от уровня класса) могут перечислить вам различные мифы Древней Греции или показать знание мифологии других народов.

После записи определений объясним, что у каждого народа есть своя мифология — совокупность мифологических представлений, но мифы — произведения устного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII—VII вв. до Рождества Христова) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

При обращении к древней истории мы часто страдаем аберрацией дальности: например, мы воспринимаем всю эпоху Древней Греции как одно целое. Для того чтобы предотвратить возникновение такого впечатления у детей, нарисуем небольшую хронологическую схему, которая покажет то, что мы называем временем Древней Греции, на самом деле представляет огромный период в полторы тысячи лет. Культ большинства греческих богов сложился еще в крито-микенский период, к середине второго тысячелетия до Рождества Христова. За столетия со времени своего возникновения мифы не оставались неизменными: они развивались, дополнялись, отражали новые понятия и представления людей. Добавим в тетрадь еще одну запись:

* Мифы развиваются вместе с развитием народного сознания.

II. Боги, люди и герои в Древней Греции

Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла — Гея (Земля) и Тартар — глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались только по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, — это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.

— Каких древнегреческих богов вы знаете?

Зéвс — верховный бог, бог грома и молнии.

Гéра — супруга Зевса.

Посейдóн — бог моря.

Аúд — бог подземного царства.

Афродúта — богиня любви.

Артемúда — богиня охоты.

Демéтра — богиня плодородия.

Афúна — богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.

Аполлóн — бог — покровитель искусств.

Гéлиос — бог Солнца.

Арéс — бог войны и военного дела.

Очень важно для ребенка с первого же урока окунуться в атмосферу древнегреческой культуры. Учитель покажет иллюстрации, слайды (в зависимости от возможностей кабинета литературы), на которых изображены скульптуры, изображающие богов, и храмы, созданные в их честь.

Эллины поклонялись богам и героям. Запишем в тетради:

* Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.

* Люди смертны, зависят от воли богов.

* Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.

III. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия»

Читаем короткую статью учебника «Подвиги Геракла» (с. 203—204, ч. 2).

У детей обычно возникает вопрос: почему Геракл, такой могучий и храбрый, должен был служить трусливому царю Эврисфею?

Расскажем им, что богиня Гера ненавидела Геракла с момента рождения героя. Когда он совершил несколько подвигов и женился, у него родились дети. Гера наслала на него безумие, и он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание и прибывает в Дельфы, где был знаменитый оракул. Оракул провозглашает волю богов и приказывает ему поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею и за 10 лет совершить 12 подвигов. Если Геракл исполнит все это, то станет бессмертным, как боги.

Учитель должен иметь в виду, что мифологи указывают различный порядок подвигов Геракла, и очищение конюшен Авгия часто указывается как 5-й подвиг.

Учитель читает миф «Скотный двор царя Авгия».

Домашнее задание

Прочитать и пересказать миф «Скотный двор царя Авгия».

Самостоятельно прочитать миф «Яблоки Гесперид».

Подготовить ответы на вопросы и задания 1—3 рубрики «Разберемся в прочитанном»

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.