logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

I. «Скотный двор царя Авгия»

Проверка домашнего задания

Попросим учеников пересказать миф «Скотный двор царя Авгия».

Беседа

— Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор?

— Каким образом Геракл справился с работой?

— Какие качества ему пришлось проявить при этом?

Во-первых, это находчивость, изобретательность: Геракл предложил использовать силу воды для очистки скотного двора, и это была новая идея. Во-вторых, с помощью своей богатырской силы он сломал стену.

— Как вы объясните выражение авгиевы конюшни? Когда его употребляют в речи?

Выражение авгиевы конюшни употребляют, когда говорят о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало чрезвычайно грязным, так что привести его в порядок очень трудно.

— Как объясняется в мифе о Геракле учреждение Олимпийских игр? Что вы знаете об Олимпийских играх? Кто в них участвовал? Как они проходили?

Хорошо, если учитель сможет показать школьникам иллюстрации, на которых изображено место проведения игр у горы Олимп. Подчеркнем, что греки вели счет времени по Олимпийским играм. На вопрос «когда?» они отвечали: «Во время такой-то Олимпиады». Таким образом, Геракл дал эллинам летоисчисление.

II. «Яблоки Гесперид»

Обучение выразительному чтению

Читаем вслух миф «Яблоки Гесперид». Просим детей объяснить происхождение и смысл выражения прикоснуться к земле, как Антей.

По пути через Ливию Геракл встретил великана Антея, который потребовал, чтобы герой боролся с ним. Антей получал силы от своей матери, богини Земли Геи, как только он прикасался к ней. Гераклу удалось победить Антея только тогда, когда он оторвал его от земли и поднял на воздух. Выражение прикоснуться к земле, как Антей, употребляется, когда говорят о человеке, которому требуется восстановить силы в сражении с врагом, обратившись к самому родному, что есть у него.

Беседа

— Почему 12-й подвиг Геракла был самым трудным? (3-й вопрос рубрики учебника «Разберемся в прочитанном», с. 211, ч. 2.)

12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла, потому что ему надо было дойти до края света, где простой физической силой нельзя было добиться победы, так как там властвовали уже другие законы. Прежде чем достичь края Земли, Гераклу пришлось преодолеть множество опасностей: найти Нерея, напасть на него и удержать, сражаться в Ливии с Антеем, быть связанным по приказу царя Египта Бусириса (Бусирис хотел принести Геракла в жертву Зевсу), затем держать небесный свод вместо Атласа.

Нечеловеческие силы и помощь богини Афины помогли Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с золотыми яблоками.

— Найдите в тексте мифа рассказ о том, как Геракл держал небесный свод. Прочитайте слова и выражения, подчеркивающие нечеловеческое напряжение героя.

— Как вы думаете, почему Афина вернула яблоки Гесперидам? Почему яблоки должны были вечно оставаться в садах дочерей Атласа?

III. Отличие мифа от сказки

Чтобы подойти к рассуждениям об отличии мифа от сказки, спросим детей:

— В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы принести оттуда какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как называется эта страна в русских сказках?

Дети назовут сказки «Финист — ясный сокол», где Марьюшка идет в тридевятое царство, в тридесятое государство, «Царевна-лягушка», где в путешествие отправляется Иван-царевич. Особое место занимает сказка «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», где герой должен совершить невыполнимое. Напомним, что никто не знал пути к Гесперидам и Атласу, и Гераклу пришлось долго блуждать по миру.

Сделаем вывод, что эти сказки и миф о Геракле имеют сходный сюжет.

— Чем отличаются эти сказки от мифа?

Миф не просто развлекает слушателя: он объясняет устройство мира и причину молодости богов. Место, куда стремится Геракл, четко определено: сады Гесперид. Земля — плоская поверхность, ее омывает Океан. На краю Земли великий титан Атлас держит на плечах небесный свод; небесный свод твердый, его надо держать над землей, а то он может упасть. Так мы знакомимся с представлениями эллинов о мире.

С помощью определения мифа, записанного в тетради, и определения сказки в «Кратком словаре литературоведческих терминов» (с. 312, ч. 2) приходим к выводу:

* Сказка схожа с мифом в том, что они созданы фантазией народа.

— Мы знаем три типа сказок: сказки о животных, бытовые и волшебные. Сказки какого типа более всего близки к мифу?

Ученики ответят: волшебные.

— Чем отличается миф от сказки?

Отличие мифа от сказки в том, что миф передает бытовавшие в историческом времени представления народа о происхождении мира, рассказывает о богах и героях. Народ — создатель мифа — понимает, что сказка — это вымысел, но он верит в истинность мифа.

Домашнее задание

Прочитать все мифы о подвигах Геракла по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Подготовить 3 вопроса для викторины о подвигах Геракла (каждый вопрос написать на отдельном листке бумаги).

Подготовить ответы на вопросы и задания пункта II (1—4), пункта III (ч. 2).

Обратимся к ученикам с просьбой принести на следующий урок книги, посвященные мифологии и культуре Древней Греции, изображения скульптур и репродукции картин на мифологические темы (задания 1—2 пункта IV).

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.