logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: образовательные, развивающие  и воспитательные. Все эти задачи составляют триединство:

- умение работать с  произведением эпохи классицизма и видеть живое творческое начало, а не  только литературный памятник;

- развитие  ассоциативного мышления  - умения видеть связь  литературы с другими видами искусства;

- умение видеть «сверхвременное» и «сверхнациональное»;

- умение видеть проявление духовного начала  в любом великом произведении искусства;

- умение видеть актуальное в вечном;

- умение видеть  единство жизненного пути и творчества,

- понимание иного образа мышления, отличного от современного;

- понимание роли церковнославянского языка как источника русского литературного языка;

- ВОСПИТАНИЕ уважения к духовному началу РУССКОЙ литературы, к личности Г.Р.Державина как истинному христианину и гражданину.

Структура  данного занятия основана на сюжете канала «Культура» о жизни и творчестве Г.Р. Державина «Человек перед Богом», посвящённом главному произведению поэта  - оде «Бог» и  духовному становлению писателя.

1. Преподаватель вкратце рассказывает о жизни и творчестве Г.Р.Державина и читает оду. Перед прочтением оды ставится вопрос:

А) К какому важному жизненному  выводу приходит лирический герой Г.Р.Державина? является ли создание оды случайностью или прихотью автора?

Б) Как   ода «Бог» и другие произведения Г.Р.Державина перекликается с древнерусской литературой,  с творчеством М.В.Ломоносова?

В) Как   жизнь и творчество писателя перекликается с пьесой Д.И.Фонвизина  «Недоросль»?

Г) Как   творчество писателя перекликается с произведениями писателей 19-20 веков?   (Отрывки розданы уч-ся заранее).

Эти вопросы даны на перспективу – первый для финала занятия, остальные на последующие занятия.

Также учащиеся смотрят репродукции икон: Троица  Андрея Рублёва и Спас в силах Феофана Грека. Перед учащимися ставится вопрос повышенной трудности – найти строки, перекликающиеся с этими образами  ( Возможно, как домашнее задание).

2. Преподаватель объясняет суть понятия «Ода».  Учащиеся должны найти устаревшие слова и формы и объяснить их.  Преподаватель поясняет, что поэт использует церковнославянский язык.

3. Просмотр  основной части программы до слов «А я перед тобой ничто»

Вопросы и задания:

А) Кто сыграл главную роль в жизни будущего  писателя,  и какой судьбоносный случай произошёл в его детстве?

Б)  Чего в окружающем мире людей не мог понять  поэт?

В) Объяснить слова: «Без лиц в Трёх лицах Божества» и  «Ты цепь существ в себе вмещаешь». Прочитать отрывки, содержащие эти слова.

Г) Найти  и прочитать строки, показывающие образ природы.

Д)  Что показывает данный образ?

Е)  Являются ли  строки: «А я перед тобой ничто» проявлением обречённости?

4. Просмотр следующей части до слов «А сам собой я быть не мог».

Вопросы и задания:

А) Объяснить антитезу слов:

« Ничто – но Ты во мне сияешь

Величеством  Твоих  доброт,

Себя во мне изображаешь,

Как солнце в  малой капле вод».

Б) Объяснить слово  «несытый» в данном контексте.

В)   Объяснить слова « Ты есть  - и я уж не ничто…» и

« Я телом в прахе истлеваю –

Умом громам повелеваю,

Я - царь, я -  раб, я – червь, я – бог …’’ .

Г) Относится ли всё сказанное только к лирическому герою?

Д)  Найти строки , говорящие о предназначении  человека.

Е)   Является ли это проявлением гордости, самомнения?

( Найти и прочитать строки).

Ж) Что говорил Г.Р.Державин об учёных?

5. Просмотр  следующей части  до слов  «… Отец, в бессмертие Твоё».

Вопросы и задания:

А) С чем сопоставлял поэт рождение оды?

Б)   Что говорит поэт о смерти? (Прочитать и объяснить строки об обретении бессмертия через смерть)

6. Просмотр финальной части.

Вопросы и задания:

А) Как   главная черта Г.Р.Державина как  гражданина?

Б) Почему, по его мнению, страдает человек ?

В) Какой выход  подсказывает писатель всем нам? (Прочитать строки поэмы)

7. Итог занятия:

Учащиеся отвечают на 1-ую часть проблемного вопроса:  « К какому важному жизненному  выводу приходит лирический герой Г.Р.Державина; является ли создание оды случайностью или прихотью автора?»

Преподаватель напоминает о неразрывной связи поэзии и музыки; учащиеся записывают знаменитую фразу :  «Словесность и музыка суть две сестры родные»; потом слушают два маленьких отрывка из  духовных произведений композиторов 18 века : духовного концерта М.С.Березовского  «Не отвержи мене» - признанного мирового шедевра и  духовной кантаты  Д.С.Бортнянского  «Тебе Бога славим» -  и получают вопрос  повышенной трудности : какое из произведений по характеру больше  перекликается с одой  ( вопрос возможен, как домашнее задание).

8. Домашнее задание

Ещё раз прочитать оду, ответить на вопросы, о сопоставлении оды с другими произведениями ( вопросы даны заранее – не менее  двух примеров ), а также над вопросами повешенной сложности.

В финале занятия учащиеся получают задание на перспективу: как в творчестве  Г.Р.Державина и других писателей классицизма отражена мысль князя Е.Н.Трубецкого : «Человек ценен и незаменим как сотрудник и друг Божий. Лишь в этом качестве он является носителем вечной божественной идеи…»; а также  что означают понятия : «сверхвременное»  и  сверхнациональное».

Учитывая сложность поэмы, вопросы и задания  учащимся выдаются отдельно в качестве приложения.

Вопросы на перспективу.

А) К какому важному жизненному  выводу приходит лирический герой Г.Р.Державина? является ли создание оды случайностью или прихотью автора?

Б) Как   ода «Бог» и другие произведения Г.Р.Державина перекликается с древнерусской литературой,  с творчеством М.В.Ломоносова?

В) Как   жизнь и творчество писателя перекликается с пьесой Д.И.Фонвизина  «Недоросль»?

Г) Как   творчество писателя перекликается с произведениями писателей 19-20 веков?   (Отрывки розданы уч-ся заранее).

Вопросы  для занятия.

-  Кто сыграл главную роль в жизни будущего  писателя,  и какой судьбоносный случай произошёл в его детстве?

-   Чего в окружающем мире людей не мог понять  поэт?

-  Объяснить слова: «Без лиц в  Трёх лицах Божества» и  «Ты цепь существ в себе вмещаешь». Прочитать отрывки, содержащие эти слова.

-  Найти  и прочитать строки, показывающие образ природы.

-   Что показывает данный образ?

-   Являются ли  строки: «А я перед тобой ничто» проявлением обречённости?

-  Объяснить антитезу слов:

« Ничто – но Ты во мне сияешь

Величеством  Твоих  доброт,

Себя во мне изображаешь,

Как солнце в  малой капле вод».

-  Объяснить слово  «несытый» в данном контексте.

-    Объяснить слова « Ты есть  - и я уж не ничто…» и

« Я телом в прахе истлеваю –

Умом громам повелеваю,

Я - царь, я -  раб, я – червь, я – бог …’’ .

-  Относится ли всё сказанное только к лирическому герою?

-  Найти строки , говорящие о предназначении  человека.

-   Является ли это проявлением гордости, самомнения? ( Найти и прочитать cтроки).

-  Что говорил Г.Р.Державин об учёных?

-  С чем сопоставлял поэт рождение оды?

-  Что говорит поэт о смерти? (Прочитать и объяснить строки об обретении бессмертия через смерть)

-  Как   главная черта Г.Р.Державина как  гражданина?

-  Почему, по его мнению, страдает человек?

-  Какой выход  подсказывает писатель всем нам? (Прочитать строки поэмы)

Домашнее задание: Ещё раз прочитать оду , ответить на вопросы на сопоставление с другими произведениями (вопросы даны заранее) – не менее  двух примеров.

(Задание на перспективу: как в творчестве  Г.Р.Державина и других писателей классицизма отражена мысль князя Е.Н.Трубецкого: «Человек ценен и незаменим как сотрудник и друг Божий. Лишь в этом качестве он является носителем вечной божественной идеи…»;  а также о том, что означают понятия : «сверхвременное»  и «сверхнациональное»).

Работа с текстом оды и сопоставление с другими произведениями.

Объяснить следующие строки:

1 «Без лиц, в трех лицах божества».

2 «Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь…»

3 Найти  антитезу в словах : «Ничто! - Но ты во мне сияешь

Величеством твоих  доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод».

4 «Ты есть - и я уж не ничто».

5  «Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!»

Найти, с какими строками  поэмы перекликаются следующие строки других поэтов:

1.  «Хоть не вечен человек,

Всё что вечно – человечно»

( А.А.Фет)

2.  «Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться».

( А.А.Фет)

3.  «…И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленам припав».

( И.А.Бунин.)

4.  «…Я только краткий миг

Чужих существований…».

( Н.А.Заболоцкий)

5.  «Я был, я есть, я буду…»

( А.А.Тарковский)

6.  Найти похожие мысли в поэме и в этом стихотворении А.А.Фета:

«На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля ,как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль нёсся к бездне полуночной,

Иль сонмы звёзд ко мне неслись…

Казалось , будто в длани мощной

Над этой бездной я завис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Всё невозвратнее тону».

Твердь – небо. (библейское слово,)

Сонм – собрание

Длань – ладонь, рука.

Примечания.

1. Перед основным занятием необходимо провести словарную работу, т.к. в произведении много архаизмов и устаревших словоформ. Эта работа нужна не только для работы с произведением, но и для расширения словарного запаса, для воспитания речевой культуры. Необходимо объяснить значение церковнославянского языка, дать почувствовать его превосходство перед обыденной речью, понять его роль в поэме, а потом и в других произведениях.

2. Особенно важным после основного занятия при проверке домашнего задания сопоставить строки бессмертной оды со стихами, приведёнными в качестве примеров, более поздних поэтов, чтобы увидеть, ощутить духовную преемственность русской литературы. Для этого в финале разработке помещена статья о творчестве Г.Р.Державина, о духовной преемственности русской литературы.

3. Очень важно сопоставить произведение Г.Р.Державина «Властителям и судиям», которое каким- то чудом изучали даже в годы воинствующего безбожия,  с одой «Бог».  Несмотря на то, что «Властителям и судиям» было написано раньше знаменитой оды, оно создавалось в то время, когда вынашивался замысел оды «Бог». Произведение  «Властителям и судиям» как бы его «производная».

4. При изучении творчества М.В.Ломоносова необходимо подчеркнуть общность мыслей двух великих писателей на примере од М.В.Ломоносова:

«ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ» и 

«УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ».

Особенно важно подчеркнуть общий финал духовного поиска оды «Бог» и «Утреннего размышления о Божественном Величестве»:

«От мрачной ночи свободились                 

Поля, бугры, моря и лес

И взору нашему открылись,

Исполненны твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик зиждитель наш господь!

Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел;

Но взор твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости твоих очей

Лиется радость твари всей.

Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи,

И, на твою взирая тварь,

Хвалить тебя, бессмертный царь».

5.При изучении бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», несмотря на большую разницу в формах изложения, важно сопоставить мысли, вложенные писателем в уста Стародума и Правдина, с мыслями Г.Р.Державина «Властителям и судиям». Можно говорить и о похожести жизненного пути  Стародума и Г.Р.Державина.

6. В разработке представлены изображения, показанные уч – ся  во время занятия  для создания единства слова и образа.

7. Творчество Г.Р.Державина, изучаемое после древнерусской литературы, помогает осознать его как связующее звено двух типов культур: средневековой и возрожденческой, о которых писал убиенный большевиками философ П.А.Флоренский. Для этого достаточно внимательно посмотреть не только на оду «Бог», но и на другие произведения великого поэта и гражданина.

8. Во время изучения древнерусской литературы и творчества Г.Р.Державина очень желательно посетить Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва, чтобы наглядно соединить слово и образ. Просмотр экспозиций можно сопровождать чтением отрывков оды.

9. Изучение творчества Г.Р.Державина, и особенно оды «Бог» является центром, ядром работы с произведениями классицизма. (Позже, при изучении творчества А.С.Пушкина, можно сопоставить его главное произведение – «Пророк» с главным произведением Г.Р.Державина.).

10. Упоминаемый уже современный философ Э.С.Менделевич писал: «Чувство восторга – чувство особенное: оно возносит в идеальный мир, придаёт возвышенность всем без исключения мыслям и чувствам, обостряет ассоциативность…Человек, объятый чувством восторга, обретает с ним и некую проницательность. Причастность истине…».

Очень хотелось бы, чтобы «причастными истине» становились все, кто прикасается к творчеству великого Г.Р.Державина.

Т.к. ода «Бог» в годы советской идеологии была недоступна большинству читателей, здесь приводится её полный текст.

Г.Р. Державин

Бог

О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: бог.

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, -

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну

Из бездн ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый всe единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, ты есть, ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от тебя родятся;

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

Так звезды в безднах под тобой.

Светил возженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры -

Перед тобой - как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров ,- и то,

Когда дерзну сравнить с тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед тобой - ничто.

Ничто! - Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! - Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь - конечно, есть и ты!

Ты есть! - природы чин вещает,

Гласит мое мне сердце то,

Меня мой разум уверяет,

Ты есть - и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? - безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! - в бессмертие твое.

Неизъяснимый, непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить

1784

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.