logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель: научить учащихся ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы; познакомить с личностью и творчеством В. Пелевина и Л. Улицкой; показать особенности жанра социально-философского рассказа;

доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла своё продолжение и в современной литературе; совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы; воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности в современном мире; формировать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование: портреты В. Пелевина, Л. Улицкой; тексты с произведениями писателей; литературоведческий словарь.

Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно оценивают разнохарактерные литературные явления и умеют эту оценку обосновывать; осознают сущность русского постмодернизма и его основных направлений; знают содержание изучаемых рассказов, анализируют их; формулируют проблемы, поставленные писателями; участвуют в беседе.

Тип урока: комбинированный (урок-беседа).

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Глобальный переворот, произошедший за последнее десятилетие в культурной жизни России, не мог не отразиться на русской литературе.

Одними из ярчайших личностей русского постмодернизма являются Людмила Улицкая и Виктор Пелевин, в сфере пристального наблюдения которых находится постсоветский человек.

личность Виктора Пелевина и его творчество вызывают в обществе сильный резонанс. Подобной популярностью не может похвастать ни один из современных писателей. Язык его романов прост и ясен. Это современный язык повседневности, со всеми его стилевыми и грамматическими ошибками, неологизмами и сленгом, которым пользуется большая часть наших современников. Читать его романы грустно и смешно одновременно — не идеализируя и не сгущая краски, Пелевин просто описывает окружающую нас действительность, акцентируясь на мелочах, мимо которых мы проходим, уже не замечая и не задумываясь. Он пишет книги категоричные по своему содержанию, и это порождает полярное к нему отношение. Но бесспорно одно: Пелевин возвратил русской литературе главное её достоинство — читателя.

Людмила Улицкая. Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир.

За короткий срок Л. Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими». Она лауреат престижных французских и итальянских литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, премии «Буккер». Сегодня Л. Улицкая — одна из наиболее читаемых российских писательниц.

IV. Работа над темой урока

1. Выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве В. Пелевина

— Виктор Пелевин — весьма необычный современный писатель-философ, чьи книги постоянно вызывают споры и отношение к которым колеблется от полного неприятия до безудержного восторга. Пелевин родился в Москве, окончил Московский Энергетический институт, а после службы в армии прошел курс обучения в Литературном институте. Какое-то время Виктор Пелевин работал в журнале «Наука и религия», где специализировался на восточном мистицизме. Первым произведением Пелевина являлась сказка «Колдун Игнат и люди», которая была опубликована в 1989 г. Теперь книги Виктора Пелевина переведены на многие языки, в том числе на японский и китайский. Пьесы по рассказам Пелевина с успехом идут во многих мировых столицах — в Москве, Лондоне и в Париже. Виктор Пелевин входит в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры.

Тематика рассказов В. Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Для восприятия его творчества важным оказалось то, что произведения проникнуты, как сказали бы в Советском Союзе, «антикоммунистическим пафосом». Заурядные явления советской и постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе «Зомбификация». (1994)

Первая крупная публикация — повесть (не роман!) «Омон Ра» (1992) — сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За неё он получил несколько премий. Роман «Чапаев и Пустота» — сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года.

Для прозы В. Пелевина характерно отсутствие обращения автора к читателю через произведение, в каком бы то ни было традиционном виде, посредством содержания или художественной формы. Автор ничего не «хочет сказать», и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно. Его проза — удачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитарности, острой современности и погруженности в реалии прошлого, всегда увиденного под весьма эксцентричным углом зрения, а также нигде уже не оспариваемой способности заглядывать в будущее. Видимо, всё это и является составляющим невероятного успеха его произведений. Произведения Виктора Пелевина изданы в переводах в США, Англии, Франции.

2. Слово учителя (с элементами беседы)

— О писателе В. Пелевине ходят слухи, что его вообще нет, а пишут книги несколько человек. Но что бы там ни говорили, книги существуют, они имеют как своих горячих поклонников, так и стойких противников. Прежде чем обратиться к рассказу В.Пелевина «Проблема верволка в средней полосе», ещё раз вернёмся к такому понятию, как литература постмодернизма.

Вспомните, что такое постмодернизм.

Каковы основные особенности русского постмодернизма?

Словарь

Модернизм (франц. — современный) — философско-эстетическое направление в литературе и искусстве XX в.

Пост (лат. — после) — обозначает следующий после чего-либо. Принципы постмодернизма

Искусство — не непрерывная компиляция человеческих документов, а сама поэзия, «Чем больше поэзии, тем ближе к действительности» (Новалис);

постмодернизм не придаёт приоритета жизни перед эстетикой;

рисует картину мира, вынося на первый план полилог культурных языков, выражающих себя в высокой поэзии и грубой прозе жизни, в идеальном и низменном, в порывах духа и судорогах плоти;

авторское самовыражение: от «Как я вижу мир?» к «Как мир устроен?», «Что за мир?».

Литература конца 1990-х годов порой кажется хаотичным мельканием течений и имён. Она постоянно развивается и обновляется, поражая нас причудливостью своих форм. Одной из таких «выдумок» современных писателей явилась фантазийность. Это может быть подсознательная попытка объяснить, дать свое истолкование тому, что требует объяснения. Рассказ В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе» является примером такой фантазии.

Главный герой — Саша — приезжает в деревенскую местность в поисках места, которое он увидел на фотографии в книге. Во время своих поисков он теряется в лесу и выходит на группу вервол- ков, которые в это время готовятся сменять человеческий вид на волчий...

Какие ассоциации вызывают у вас слова «верволк», «средняя полоса» в названии рассказа В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе»?

Соединяя в названии несоединимые вещи (оксюморон), автор погружает нас в мир абсурда, нелепости. Загадочность, неясность происходящего в рассказе поможет исследовать анализ композиции рассказа.

3. Аналитическая беседа

На сколько частей можно разделить рассказ? Озаглавьте их. (На 5 частей, которым мы даём условные названия: «Воображение и реальность», «Выбор дороги», «Превращение», «Верволки в средней полосе», «Зов судьбы»)

Какой представлялась в воображении поездка главному герою?

Что увидел Саша в реальности?

К какой мысли приводит нас соположение представляемой героем картины и увиденным им в реальности?

Вспомните русские народные сказки, в которых герой останавливается у развилки, выбирая дорогу, по которой пойдёт,— к счастью или к горю? Главный герой рассказа «Проблема верволка в средней полосе» тоже оказывается перед выбором, его ведёт слабый, неопределённой природы свет, он и приводит Сашу к поляне, на которой находятся люди. Обычные ли это люди? что странно в них?

В чём сущность перемен, произошедших с главным героем рассказа?

Что стало с людьми, что случилось с безымянными деревнями?

Человек из Homo sapiens превращается в верволка. Что даёт такое превращение человеку, от чего он бежит?

Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)

Можно ли назвать рассказ В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе» рассказом-антиутопией, «алармистским» сочинением, рассказом-предупреждением о том, что с нами, людьми, будет, если мы не прислушаемся к голосу сердца нашего, к душе нашей?

Выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве Л. Улицкой

— Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ, где прониклась интересом к дарвинизму. Идеология дарвинизма, усвоенная со студенческих лет, оказала значительное влияние на всё последующее творчество автора. Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда её уволили в 1970 г. за перепечатку самиздата. С тех пор Улицкая, по её собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990) и «Женщина для всех» (1991), а в журнале «Новый мир» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 г. это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга: сборник «Бедные родственники» (1993) на французском языке. Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют её прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у неё с особой тщательностью. Её повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Л. Е. Улицкая так характеризует своё творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна — человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу всё и пойду делать что-то другое».

Слово учителя (с элементами беседы)

— Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники» (2001). Обычно у Л. Е. Улицкой рассказы, объединённые в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните названия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Гене- ле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный». Сегодня вашему вниманию будет предложен рассказ Людмилы Улицкой: «Народ избранный». Это рассказ-притча.

А что характерно для притчи?

Нашу беседу по рассказу Л. Е. Улицкой «Народ избранный» я хочу предварить вопросом:

Чего боится каждый человек? (Смерти, одиночества, предательства, болезни)

В рассказе «Народ избранный» воплощены все названные вами страхи. Подумайте над названием рассказа.

Каких людей мы обычно называем избранными? А каких людей называет «избранными» Л. Улицкая?

Аналитическая беседа

Какое определение больше подходит к слову «народ», если говорить о героях рассказа?

Какой художественный приём использует автор в названии и для чего?

Какое определение вы бы дали слову «народ» в рассказе Л. Улицкой?

Почему же автор назвал этих людей «избранными»?

Вызывает ли у вас сочувствие описание внешности Зиночки?

Как вы думаете, что означает концовка рассказа?

Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

А как вы понимаете значение слов: «сочувствие», «милосердие»?

Творческая работа с текстом рассказа Л. Улицкой

«Народ избранный» (в группах)

Задание для 1-й группы. Самостоятельно найдите формальные и содержательные черты постмодернизма (на примере композиции, идеи, основных содержательных средств).

Задание для 2-й группы. Создайте отзыв о прочитанном рассказе.

Задание для 3-й группы. Исследуйте художественные особенности выбранного рассказа.

Задание для 4-й группы. Нарисуйте иллюстрацию к отдельным эпизодам, подготовьте её защиту.

Презентация результатов творческой работы

представителями групп

Обобщение учителя

Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы рождаемся не для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, успешными и благополучными. Только в жизни всё складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать боль и страх, одиночество и болезни, страдания и смерть — дано понять трагизм жизни. Часто для того, чтобы жить, требуется немалое мужество. Не каждый смиренно принимает свою судьбу и безропотно несёт свой крест. Высшая мудрость, по мнению автора, и состоит в том, чтобы научиться верить, уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды и потери.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя

Понятие «постмодерн», в какой-то мере близко понятию демократия. Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, нарастают процессы усреднения людей и возвышения массовой культуры, уменьшается возможность появления гениев и героев, возвышающихся над толпой. Постмодерн воспринимает эти результаты демократизации как норму и изобретает интеллектуальные и художественные средства их изображения. Постмодернизм в русской литературе конца XX в. не вымысел теоретиков,

а живая литературная практика. Диапазон постмодернистских поисков — от А. Битова до В. Пелевина — широк и неоднозначен. Своё определённое место в современном литературном процессе постмодернисты прочно заняли. Каково будущее постмодернизма в России, покажет время.

2. «Микрофон»

Сегодня на уроке вы открыли для себя новые имена в литературе — Людмила Улицкая и Виктор Пелевин. Знакомство с каждым новым именем в литературе — это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя, прочитав рассказы этих писателей?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к написанию контрольного сочинения-рассуждения или сочинения-эссе на одну из предложенных тем:

«В краю истоков» («Деревенская» проза 1960-1980-х гг.);

«Так это было на земле.» (отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев изученных произведений);

«Кто мы на этой земле?» (человек и природа в современной русской литературе);

«Что с нами происходит?» (нравственные проблемы в современной литературе).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.