logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

формирование умения анализировать эпизод художественного произведения с целью определения его значения в осознании идеи рассказа, используя общеучебное  умение характеристики  общего (климата) через исследование частного (сезонов года);

развитие умения перестраивать текст художественного стиля речи в текст научного стиля; умения выделять главное, проводить причинно-следственные связи;

воспитание чувства любви к своей малой Родине и чувства ответственности за неё; привитие  интереса к родному краю через творчество М.А. Шолохова.

Оборудование:

для учителя: дырокол; лента для соединения календаря;

для групп учащихся: ватмана; краски, цветные карандаши, клей, фломастеры, ластик, картинки времени года; книги с текстом; географические атласы; географическая карта;  словарь диалектных слов; таблица-клише; таблички для оценивания групп.

Данный урок является обобщающим уроком по теме «Климат России» (география) и уроком внеклассного чтения (литература).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: вы видите учителя географии и литературы, мы попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат» и «Анализ эпизода художественного произведения» на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь». Итак, тема урока: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»

Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь сядьте на свои места и начнём работу.

2. Повторение изученного по предметам.

Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних уроках географии  изучали тему «Климат России». На этом уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но поскольку материал для исследования – рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель литературы.

Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух дисциплин: литературы и географии. Для работы нам потребуются определённые  знания, поэтому сначала повторим теоретический материал, полученный вами на предыдущих уроках географии и литературы.

Географ: чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что влияет на климат в целом и на климат своей местности в частности. Давайте определим, какие климотообразующие факторы влияют на становление климата нашей местности.

Блок 1. Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т.е. от географической широты):

– Какова широта нашей местности, чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик? (Угол падения солнечных лучей и продолжительность светлого времени в течение суток на наших широтах изменяются по сезонам года, что связано с особенностями вращения Земли вокруг солнца).

Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и характера подстилающей поверхности:

– Определите по физической карте характер рельефа. (Равнина. Подстилающая поверхность поглощает больше солнечной энергии, чем отражает)

Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно  горных хребтов и обширных равнин, от влияния рельефа на перемещение воздушных масс:

– По физической карте определите положение нашей местности относительно крупных форм (Наша местность находится на юге Восточно-Европейской равнины. На юге – горы Кавказ; на востоке – Уральские горы);

– Способствуют они  либо препятствует  свободному перемещению воздушных масс? (Способствуют свободному перемещению воздушных масс, т.к. в России господствует западный перенос воздушных масс, а на западе  препятствий нет);

– Какие типы воздушных масс вы знаете? (На Земле формируются 4 основных типа воздушных масс: арктические, умеренные, тропические и экваториальные);

– Какие воздушные массы господствуют на территории Ростовской области? В каком типе климата находится Шолоховский район? (Территория Р.о. расположена в поясе, где господствуют континентальные воздушные массы умеренных широт, Шолоховский район находится в умеренно-континентальном типе климата).

Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории литературы:

– Что такое идея художественного  произведения? (Идея – это основная мысль, которую хотел показать  автор в своём произведении);

– Что помогает читателю понять  идею художественного произведения? (Средства изобразительности)

– Назовите их? (Лексика (в данном случае диалектизмы – слова, употребляющиеся на  определённой территории; эпитет – художественное определение; метафора – слова или словосочетания,основанные на смысловом переносе значения;олицетворение –одушевление неживых предметов; эмоциональное состояние героя; цветопись – цветовыеповторы).

– Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для дальнейшего исследования.

3. Инструктаж по работе в группах

Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А. Шолохова  «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся описания природы, и проанализировать их с точки зрения литературы и географии. С этой целью мы вас поделили на группы, каждая из которых будет работать со своим временем года.

Литератор: каждой группе предлагается таблица для заполнения. Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды, описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно;

1 колонка – определение сюжетного эпизода;

2 колонка – определение средств изобразительности, используемых автором в данном эпизоде; словарик диалектных слов поможет вам в определении значений диалектизмов; определение доминирующего цвета эпизода;

3 колонка – определение эмоционального состояния главного героя (Гаврилы);

Географ: в 4 колонке необходимо дать научное описание времени года по основным метеоэлементам, представленных в эпизодах описания природы;
выводы записываете в последней графе таблицы и оформляете календарный лист вашего времени года, для этого предлагается всевозможный материал.

Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с теоретическими сведениями, полученными на предыдущих уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических требований в оформлении.

Географ: По завершении работы необходимо защитить свой проект:

1 ученик комментирует выводы по таблице;
2 ученик аргументировано представляет календарный лист своего времени года;
3 ученик отвечает на проблемный вопрос урока 
Остальные  учащиеся стараются объективно оценить работу групп-соперников по 5-балльной системе.

(Учителя оказывают методическую помощь учащимся в работе по исследованию в течение работы в группах.)

4. Работа в группах

5. Защита проектов

1. Озвучивание выводов по таблице;
2. Представление и защита календарного листа;
3. Ответ на проблемный вопрос урока: (а) Знания по географии позволяют глубже понять  текст художественной литературы, увидеть реалии на фоне вымышленного с целью осознания идеи произведения; б) Материал художественного произведения, основанный  на реалистическом описании природы, позволяет дать научную характеристику природным компонентам. 
4. Оценивание работы групп соперников

Соединение листов календаря

6. Домашнее задание

Литератор: вы заметили, что в нашем календаре не хватает одного листа, какого и почему? (Осени, в рассказе нет описания этого времени года)
Это время ярко представлено в другом рассказе М.А. Шолохова «Родинка» К следующему уроку вы прочитаете этот рассказ и оформите 4-й лист сезонного календаря нашей местности.

7. Рефлексия

Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул к нам ладошки в начале урока? Значит, урок удался!

8. Итог урока

– Всем спасибо, до свидания.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.