logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Оборудование: портрет писателя, фотография М.Булгакова и его жены Елены Сергеевны, текст романа, песня В. Бутусова "Прогулки по воде”, "Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, эпизод из х\ф В. Бортко "Мастер и Маргарита”.

Слов учителя.

Хочу начать урок с небольшой истории, которую узнала из рассказа Е.Габриловича "Вещичка”. В начале 30-х годов Е.Габрилович получил квартиру в Нащокинском переулке, в Москве. Оказалось, что на балкон выходит дверь и из соседней квартиры, в которой жили Булгаковы, Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. А в те годы Булгаков был в беде, на мели, даже "кристаллизовалось мнение, что он сошел”. "Итак, долгое время я жил бок о бок с крупнейшим писателем, но не замечал этого. Встречаясь с Булгаковым на нашем общем балконе и глядя на крыши сараев со скудной листвой в перспективе, мы обсуждали с ним новости, сплетни, пользу пеших прогулок, лекарств от почек, разводы, измены и свадьбы. И только однажды я спросил его о том, что он пишет. Всего один раз”. И знаете, что ответил Булгаков?! "Пишу кое – что, сказал он, устремив взор с балкона к сараям – Так, вещицу”4.

Сегодня мы будем говорить об этой "вещице” – замечательном романе М. А.Булгакова "Мастер и Маргарита”.

Связь с ранее изученными произведениями.

Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите произведения, в которых раскрывается тема любви? Но мы изучаем необычный роман: показана любовь женщины необыкновенной, женщины-ведьмы. Хотя и здесь М.Булгаков опирался на традиции русской литературы. Вспомните, в каком произведении главная героиня – ведьма, полюбившая и отдавшая всю себя этому чувству?

А ведь и тема "Любовь и творчество” не нова в нашей литературе. В каком произведении раскрывается данная тема и показывается тонкая взаимосвязь двух понятий – любовь и творчество, влияние их на жизнь человека? (Роман "Евгений Онегин”…) В произведении Булгакова не так. Это Маргарита назвала его, своего возлюбленного, Мастером, дорожила и восхищалась романом, и, наверное, поэтому Маргарита Николаевна встретила ту любовь, которая "сильна, как смерть”.

Итак, тема "Любовь и творчество” традиционна для русской литературы. Как же она раскрывается у Михаила Афанасьевича Булгакова?

Беседа по теме. Словарная работа.

Давайте выясним, как вы понимаете слова "любовь”, "творчество”. (Пока класс дает толкование словам, один учащийся получает индивидуальное задание: найти в "Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова данные слова, выписать и оформить формулировки на доске.)

Любовь – 1. чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; 2. склонность, пристрастие к чему-либо.

Какие герои связаны с темой любви? Ответ обоснуйте.

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Тема творчества связана с главным героем, но необходимо уточнить его профессию, дать толкование слову "писатель”.

Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Какие еще герои помогают раскрыть тему творчества?

Анализ эпизода из главы 28 со слов "Ваши удостоверения?” до "или в этой голове?”

Какова тема эпизода? Что хотел сказать Булгаков, ведь фрагмент значимый: за курьезностью ситуации скрывается авторское отношение? Кого называют писателем?

Реализация домашнего задания: характеристика героев.

Анализ образов.

Иван Николаевич Бездомный (1-я группа).

Примерный план.

Каким видим при первой встрече данного персонажа?

Тема беседы с Берлиозом.

Образование.

Как ведет себя во время разговора с Воландом?

Прозрение в доме душевнобольных.

Как расстается со своей профессией?

Поэт Рюхин (2-я группа).

Примерный план.

Кто такой, род занятий.

Что узнаем о Рюхине из уст Ивана в сумасшедшем доме?

Анализ эпизода "У памятника Пушкину”.

К какому выводу приходит Рюхин о своем назначении?

Сопоставление 2-х образов.

Для чего автор сталкивает этих двух героев? Рюхин появляется на нескольких страницах романа, но персонаж необходим. Почему?

Литература – искусство, призванное воздействовать на умы, воспитывать, направлять. В произведениях художники выражают свои взгляды, дают оценку. Это всегда знали и использовали люди власти. Но только истинные творения становятся классикой, т. к. проверены временем, читателями. Не все, увы, это осознают. Иванушка понял и отказался от "стихоплетства”, но есть люди другого толка, которые страшнее бездарного поэта Рюхина, наивного Бездомного.

Михаил Александрович Берлиоз (3 группа).

Примерный план.

Первая встреча.

Род занятий.

Разговор с Бездомным в 1 главе.

Верит ли сам тому, о чем говорит Ивану.

Выводы по образам.

Каждый человек волен выбрать свой путь, каждый писатель самостоятельно определяется с тем, что и как писать. Вспомните жизнь М.А.Булгакова. Почему его не печатали, что равносильно смерти для любого художника?

В результате, по воспоминаниям Е.С.Булгаковой, "находились люди, которые советовали покаяться, написать какое-то письмо с отказом от своих произведений и с обещанием писать какие-то новые. Эти советы вызывали у него всегда только улыбку… к такой трусости… Он только решил для себя уйти из Художественного театра… И ушел. И оказался в безвоздушном пространстве”. Мысль знакомая – " безвоздушное пространство”. Когда, на каком уроке звучала подобная мысль? (Речь А.Блока о Пушкине...)

Образ мастера.

Беседа.

Мастер – писатель. Мы выяснили лексическое значение слова "писатель”. Вспомните и зачитайте эпизод, как представился Ивану таинственный посетитель. Почему произнесены слова: "Я не писатель, я – мастер”?

Реализация домашнего задания.

Расскажите историю жизни Мастера.

Дайте характеристику главному герою.

Образом центрального персонажа Булгаков поставил очень серьезную проблему, связанную с творчеством – ответственности творца за талант. Бездомный, например, отказался от своих стихов, его теперь интересует история о Пилате.

Вывод.

Каково истинное назначение писателя, создающего произведения, которые должны остаться в памяти человечества? И вновь обращаемся к лексическому значению слова "творчество”.

Итак, центральный герой несет важную идейную нагрузку, связанную с темой творчества. Мастер для Булгакова больше, чем писатель.

Роман Мастера о Понтии Пилате.

В произведении Булгакова 2 героя пишут об одном и том же: Мастер и Иван. Почему творение Мастера вызвало такую ярость критики, а И.Бездомному Берлиоз даже помогает? Объясните, зачем Мастеру говорить об этом? Написал бы что-нибудь современное, получил бы хороший гонорар, ведь он человек талантливый? (В том-то и дело, что талантливые, творческие люди лучше видят пороки общества, пытаются указать на них, заставить мир задуматься о смысле жизни…)

А сегодня эти темы важны нам, людям 21 века? Помним ли мы о главном? (Звучит фрагмент песни В.Бутусова "Прогулки по воде”.)

Но почему сломлен герой, ведь он осознает значимость творения? (Потерял веру в себя, в свой роман. Вера – то, что всегда должно быть у человека, иначе он заплутает в лабиринте жизни. Неслучайно звучат слова в романе: "Каждому будет дано по его вере”.)

Во что верит автор, М.А.Булгаков? (Обращаясь к прошлому, говорит об Иешуа. Нельзя предавать свою веру. Иначе ты трус. А трусость самый тяжкий грех…)

Образ Маргариты.

Кто же помог Мастеру в трудную минуту, кто поддержал? (Маргарита). Почему появляется этот персонаж, какова функция героини? (Маргарита дорожит романом больше, чем главный герой. Силой свой любви спасает любимого, который обретает покой.)

Многое в произведении является нереальным, фантастическим. Скажите, а история любви-вымысел автора? (Связь с биографией Булгакова – история любви Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны.) Все необычно в романе: герои, сюжет, любовь. И необычна эта любовь с самого начала (просмотр эпизода из х/ф В.Бортко "Мастер и Маргарита” – "Встреча 2 одиноких людей”).

Что об этой встрече рассказывает Мастер? (Анализ эпизода, обращаем внимание на метафоричность языка.)

Попытаемся понять назначение образа Маргариты. Послушаем стихотворение, написанное Александром Степанюком, учеником 11-го класса.

В том, в чем никто не может быть уверен,
В той жизни, чей сюжет похож на сон,
Где сатаной на прочность мир проверен,
Безумно влюблены Она и Он.

Она, что за любовь на все согласна,
Чье сердце для него всегда открыто.
Она умна, красива и опасна,
Она – великий символ– Маргарита.

Он – Мастер, он аскет, почти монах.
Он облачен в больничное тряпье.
Он тот, что со слезами на глазах
Ушел, чтоб было лучше для нее.

Она готова с ним несчастной жить.
Он – без нее, чтоб счастлива была.
Какие есть… Не нам с тобой судить,
Что за любовь фортуна им дала.

Ведь что такое в сущности любовь?..
Когда для дорогого человека,
Какая бы ни встретилась помеха,
Не пожалеешь свою душу, плоть и кровь!

Символом чего является героиня? Чем жертвует Маргарита ради любви?

Да, любовь способна на многое. Что совершает любовь женщины в романе?

Скажите, а такая любовь – выдумка автора или возможна на нашей грешной земле?

Выводы по теме.

Выступая защитницей Мастера, чему противостоит Маргарита?

Выводы.

Почему Мастер обращается к такому необычному сюжету?

Что приходится преодолеть Маргарите?

Таким образом, любовь и творчество – вот то, что может противостоять вечно существующему злу. Связаны с любовью и творчеством и понятие добра, прощения, понимания, истины, именно поэтому название данного произведения – "Мастер и Маргарита”.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: В чем сила и слабость Мастера?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.