logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

«Наше имя легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.

На уроке необходимо доказать жизненность этого образа, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его связь с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», указав на гоголевские традиции изображения жизни.

Основные проблемы урока

1. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?

2. Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

3. Антиподы ли Обломов и Штольц?

Обсуждение этих проблем можно организовать с использованием групповой формы работы.

Вопросы и задания для группы 1

1. Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю себе, так и...». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления?

2. В I—III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?

3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

4. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион!»?

5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?

Вопросы и задания для группы 2

1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это  помогает понять социальную психологию Обломова-«барина»?

2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с образом Емели?

3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?

4. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?

5. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.

Вопросы и задания для группы 3

1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?

2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?

3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?

4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.

5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?

В заключительной части урока следует обсудить проблему, поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? «Одно слово... а какое... ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?

Итог урока.

Обломовщина имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни. «Лежание» Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой. Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность и деловитость, талант, любовь к ближнему.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.