logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.

Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»

1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?

2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?

3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?

4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?

5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?

6. Докажите, что Тютчев — мастер тонких звуковых и цветовых образов.

7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?

8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?

Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»

1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении — напряжение.

2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?

3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?

4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?

5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?

6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.

7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?

8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?

Вопросы и задания

для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета. В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев

Фет

Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья

Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов

Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.