logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму романа «Обломов», этого умного, очень русского романа, мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный.

Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

Формирование творческого метода Гончарова

1. Вступление писателя в литературу в эпоху «прозаического» века.

2. Знакомство с идейно-эстетическими позициями писателей «натуральной школы».

3. Критическое отношение к «герою времени», переродившемуся из живой индивидуальности в безликий «социальный тип».

4. Противопоставление практицизму, чину и должности «героя времени» вечных потребностей человеческой натуры: красоты, любви, творческих порывов.

5. Изображение России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к пореформенно-буржуазным отношениям.

6. Конфликт прекраснодушных мечтаний героев прошлого и «деловых людей» нового времени.

В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на уроке уместно обсуждение проблемного вопроса — что такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?

В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразное единство. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.

Тематика индивидуальных сообщений учащихся

1. Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе «Обыкновенная история».

2. Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и его отражение в путевых записках «Фрегат „Паллада"».

3. Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа «Обрыв».

В лекцию учителя может быть включена информация о творческой истории романа «Обломов». Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:


Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги — это одно из доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

Итог урока.

Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами, и взвешенными и глубоко продуманными оценками. На общественные события эпохи 1840-х гг. Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его «герои времени» делятся на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и «деловых людей» нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция романа «Обломов» показывает высокое мастерство писателя в создании многослойного подтекста романа. Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного, конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.