logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Исследователи поэзии Фета обычно не выделяют тему поэтического вдохновения как отдельное направление его лирики, потому что его мысли и чувства, посвященные поэтическому слову, созвучны общей теме его стихов — теме красоты мира. Поэтический дар — это проявление гармонии бытия, которой нет в обычной жизни.

Поэзия как бы растворена в лучших проявлениях жизни — в созерцании и осмыслении картин природы, в постижении тонких чувств любви. Однако в творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается ведущей. Поэтому урок следует начать с «погружения» в стихи Фета, где он размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.

«Песня... зреет» уже в его ранней лирике. Таково написанное гекзаметром «Друг мой, бессильны слова, — одни поцелуи всесильны...» (1842), творение двадцатидвухлетнего поэта, где он уподобляет акт творчества проявлениям нежности, любви. Таковы созданные в этом же году «Стихом моим незвучным и упорным...», «Поверьте мне: с надеждой тайной...» и лирическая миниатюра «Поделись живыми снами...» (1847). Образ музы появляется в его лирике 1850-х гг.: «Муза» («Не в сумрачный чертог наяды говорливой...», 1854), «Музе» («Надолго ли опять мой угол посетила...», 1857). Образ поэта, бессильного передать словами проявления красоты и любви, присутствует и в зрелой лирике Фета. Это «Кому венец: богине ль красоты...» (1865), «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен...», 1882), «Как богат я в безумных стихах!..» (1887). Оправдывая высокое предназначение певца красоты, рождается полемическое стихотворение «Муза» («Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня...», 1887), в котором звучит отповедь хулителям «чистого искусства». И в лирике последних лет, например в стихотворении «За горами, песками, морями...» (1891), Фет ставит поэзию в один ряд с красотой и любовью, видя в ней естественное проявление гармонии жизни.

Часть перечисленных стихов может прозвучать на уроке в исполнении учителя и учащихся. Другие стихотворения, в которых создан образ певца, могут быть предложены школьникам для самостоятельных исследований по лирике Фета, например:

— эволюция образа Музы;

— поэзия как часть красоты мира;

— любовь как стимул к поэтическому творчеству;

— бедность слова в выражении богатства проявлений жизни.

В центре урока — обучение интерпретации стихотворений «Как беден наш язык!..» (1887) и «Одним толчком согнать ладью живую...» (1887).

Вопросы и задания к стихотворению «Как беден наш язык!..»

1. О чем сожалеет автор стихотворения? Почему человеческий язык оказывается бессильным передать то, «что буйствует в груди»?

2. Как двухчастная композиция стихотворения помогает понять его смысл?

3. В чем общность этого стихотворения Фета со стихотворением Тютчева «Silentium!»? Как в первой строфе отражается романтическая традиция?

4. Что поэт называет «ложью роковою»?

5. Чем, по мнению автора, поэт отличается от любого другого носителя языка?

6. Почему в одном ряду для поэта стоят «и темный бред души, и трав неясный запах»? О каких двух мирах идет здесь речь?

7. Какой смысл проясняет появляющийся в финале мифологический образ Юпитерова («Зевесова») орла? Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.

8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения «Как беден наш язык!..» Фета и «Невыразимое» Жуковского. В чем внутренняя полемика этих текстов?

Вопросы и задания к стихотворению «Одним толчком согнать ладью живую...»

1. Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.

2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?

3. Докажите, что удел поэта — понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.

4. Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. Какой символический смысл заключен в стихотворении?

Итог урока.

Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты. Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников — поэтов. Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души. Лирику Фета только условно можно разделить на отдельные темы: и природа, и любовь, и красота переплетаются в ней, а стихи создаются всем существом поэта, и его переживаниями, и органами чувств, и мыслью, и словесным выражением. Однако в стихах Фета воссоздан идеальный мир, а не конкретные проявления его собственной биографии, поэтому и лирический герой ему не нужен, он слит с самим поэтом.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.