logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задача вступительного урока к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого — показать сложность формирования характера, истоки творчества, глубокие раздумья писателя о жизни. «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.

В основе урока — лекция учителя и составление ее подробного плана с участием учащихся. Они могут подготовить сообщения или, работая в группах, выбрать необходимый материал из биографических справочников.

Примерный план

1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.

5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

8. Идейные искания 1850—1860-х гг.

— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).

— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.

— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.

— Мировоззренческий кризис писателя.

— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».

9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.

10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.

11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом. Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.

15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

Итог урока.

Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.