logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

На этом уроке целесообразно остановиться на особенностях творческой манеры писателя, определить главное направление его творчества, основные произведения и дать краткую биографическую информацию.

Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника, который считается одним из самых сложных в передаче внутреннего состояния героев. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:

— мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения;

— поведение Раскольникова после убийства;

— поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны;

— встреча Раскольникова с Мармеладовым.

В этих эпизодах очень напряженное повествование, они показывают человека изнутри, помогают ощутить почти болезненное состояние героев. Читатель сам подчиняется такому состоянию и глубже понимает поступки, кажущиеся на первый взгляд нелогичными и противоречивыми.

Вопрос для обсуждения

— Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Вывод.

Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

С этих позиций обсуждается первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Форма работы — чтение и комментирование нескольких писем. Разумно остановиться на письмах от 1 июля и 8 июля, где Макар Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку».

Вопросы для обсуждения

— Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов?

— Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»?

— К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?

Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев (руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).

Вопросы для обсуждения

— Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен?

— Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?

— Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?

Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев. В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург.

Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих», где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому.

Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».

Вопрос для обсуждения

— Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.

В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».

Вопросы и задания для итоговой беседы

— Какой путь изменения предлагает Достоевский?

— Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)

— Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?

«Бедные люди» — 1845—1846 гг.

«Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.

«Униженные и оскорбленные» — 1861 г.

«Преступление и наказание» — 1866 г.

«Идиот» — 1868 г.

«Бесы» — 1870 г.

(Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)

Итог урока.

Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.