logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Создание романа «Преступление и наказание» — это итог длительных раздумий автора над проблемами эпохи. Изображение «маленького человека» и сострадание к нему порождено проблемой социальной несправедливости и обостренным гуманизмом писателя.

Проблема, поставленная автором, может быть определена строчкой из «Гамлета» Шекспира, взятой эпиграфом к уроку.

Первый урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».

Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»

Вопросы для обсуждения

— Могла ли история преступления и наказания случиться действительно?

— Как вы понимаете слова Достоевского «Я — дитя века»?

— Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленный «маленький человек» и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита униженных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)

— Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)

— Как развивался и изменялся замысел романа?

1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».

2. 1855 г. — «Роман мой называется „Пьяненькие" и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?

3. 2-я половина 1865 г. — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.

4. Конец 1865 г. «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».

5. 1866 г. — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».

— Как в романе «Преступление и наказание» соединились предыдущие замыслы?

— Как мог быть встречен роман, опубликованный в такое время, когда выступали революционеры, проповедующие насильственный путь решения проблем, и либералы, стоящие за реформы?

Вывод. Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Изображая тяжелую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги.

Форма работы на втором уроке — наблюдения над героями и слово защиты.

1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи.

— Как Мармеладов появляется в романе?

— Какое впечатление он вызывает у окружающих?

— Каким видит его Раскольников?

— Каковы внешность и речь Мармеладова?

— Что рассказал Мармеладов о своей семье?

— Какова судьба Сонечки?

— Как появляется в романе Катерина Ивановна?

— Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом?

— Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

— Кто виноват в такой судьбе героев?

Вывод. Супруги Мармеладовы показаны двойственно. Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больше идти»; Катерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! На-дорвала-а-сь!»

Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видят и Мармеладов, и Катерина Ивановна, — это образ Сони.

2. Слово в защиту семьи Раскольниковых.

— Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

— Каковы отношения между членами семьи?

— Что мы узнаем о матери Раскольникова?

— Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова?

— Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Для Раскольниковых характерна жертвенность, герои готовы жертвовать собой ради других.

3. Слово в защиту детей.

— Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?

— На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

— Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

— Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?

Вывод.

Трагические судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

Итог уроков.

Судьбы героев романа — это, во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием. Во-вторых, это отражение гуманизма писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным. В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное. В-четвертых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречен.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.