logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

На уроке внеклассного чтения могут работать творческие группы учеников:

— актеры;

— биографы;

— теоретики и литературные критики;

— языковеды и культурологи.

Начать урок можно с инсценировки фрагмента из рассказа «Тупейный художник». Театрализация здесь вполне уместна, так как в сюжете рассказа важное место занимает повествование о крепостном театре, а рассказывает описанную автором историю бывшая крепостная актриса Любовь Онисимовна.

Задания для творческих групп

Группа актеров. Составить на основе шестой — девятой глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене. В представлении должны быть заняты:

— Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата);

— граф Каменский;

— его деревенский брат;

— Аркадий Ильич, тупейный художник.

Итоговый вопрос. Как в этом эпизоде отразился характер главного героя — тупейного художника Аркадия?

В рассказе много слов и выражений, непонятных современному читателю, реалий жизни и быта крепостной России. Поэтому десятиклассники должны составить лексический и историко-культурный комментарий, помогающий понять жизнь, быт и язык людей начала XIX в.

Группа языковедов и культурологов. Используя «Словарь живого великорусского языка» В. Даля, составьте лексический комментарий к словам и выражениям: тупейный художник (тупейщик, тупей), цирульник, пела в хорах подпури, знала все роли наглядкою, камариновые серьги, святая Цецилия, дыба, струна, лобанчик обрезанный, сожгла на загнетке, плакончик и др.

Итоговые вопросы. Какие слова включены в рассказ в искаженном виде? Какой смысл придает повествованию использование в нем простонародной лексики?

В процессе подготовки к уроку десятиклассники, читая рассказ, должны выбрать из него информацию о главных героях произведения и составить дома сообщения о каждом из них. Учитывая «жанр» урока внеклассного чтения, можно информацию о главных героях рассказа произнести в форме эмоционального монолога персонажа о его собственной жизни.

Группа биографов. Подготовьте повестования-монологи о главных героях рассказа от первого лица. Эмоционально произнесите эти монологи в классе.

Итоговый вопрос. Какие факты жизни героев особенно важны для понимания их образов?

Однако необходимо выявить смысл каждого из героев в системе образов рассказа, вскрыть авторские приемы создания каждого образа, прояснить особенности авторского пафоса и оценки героев в литературной критике. Это задачи для группы теоретиков и литературных критиков.

Группа теоретиков и литературных критиков. Познакомьтесь с примерным планом анализа образа литературного героя. Используя те пункты плана, которые необходимы для характеристики Любови Онисимовны и Аркадия Ильича, составьте объективную характеристику каждого образа. Обратите внимание на их имена, поступки, образ мыслей, речевые характеристики.

План анализа образа литературного героя

1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.

2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.

3. Роль прошлого героя для понимания его характера.

4. Авторские приемы создания образа:

1)    смысл имени и фамилии героя;

2)    смысловая роль его первого появления в произведении;

3)    портрет; чьими глазами он дается;

4)    пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;

5)    интерьер; вещи, характеризующие героя;

6)    речь героя; особенности внутренних монологов;

7)    поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;

8)    художественные детали, характерные для образа героя;

9)    герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).

6. Литературная критика об образе героя.

7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.

Итоговый вопрос. Почему губительность крепостного права особенно сильно сказалась на людях с художественным дарованием? В чем их трагедия?

Вопросы и задания для итоговой беседы

1. Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?

2. Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие черты ее характера проявились в рассказе?

3. Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника? Подтвердите эти наблюдения примерами.

4. Какие черты русского характера проявились в образе Аркадия Ильича? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает? Докажите текстом, что он обладал лучшими качествами человека.

5. Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?

6. Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника? Какой смысл здесь приобретает сосуществование нескольких точек зрения на происходящее: повествователя (мальчик), рассказчицы (бывшая крепостная актриса), самого Лескова (авторская позиция)?

7. Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие к выпивке у Любови Онисимовны? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены? Мог ли быть у рассказа счастливый финал? Аргументируйте свою позицию.

8. Как в рассказе проявился талант автора к созданию «удивительных и даже невероятных людей»?

9. Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?

Итог урока. Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья (имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый) в условиях тогдашней России. Образцом терпения, смирения русской женщины предстает в рассказе и его главная героиня, крепостная актриса Любовь Онисимовна. Однако и она несчастна и забвение находит лишь в «яде из плакона». В рассказе звучит сожаление и скорбь автора по отношению к так и не нашедшим счастья героям. Причину их страданий писатель видит лишь в социальном мироустройстве, о справедливости которого должен задуматься читатель. Тем самым подтверждается авторская мысль о том, что любое искусство должно приносить пользу, а литература — служить истине и добру. Смысловое богатство рассказа помогает понять его язык, полный народной лексики и выражений, и его композиция, в которой автор «прячется» за повествование рассказчицы и ее собеседника, маленького мальчика. Это, вероятно, обнаруживает скрытую в рассказе тему памяти, характерную для русской классической литературы.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.