logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Обратимся к образу Ассоль.

С шестиклассниками лучше всего вместе прочитать (читают выразительно ученики) монолог угольщика со слов: «— Ты врешь, — неожиданно сказал угольщик...» до слов: «А Хин Меннерс врет и денег не берет; я его знаю!»

Ассоль видит в человеке не только его бытовую оболочку, не только его очевидные проявления, но лучшую, возможно скрытую от самого человека, его духовную сущность, стремящуюся к прекрасному и доброму. Она видит в человеке его затаенную мечту: для рыбака это мечта о большой рыбе, для угольщика — мечта о том, что корзина с углем зацветет. Сила ее убежденности такова, что старый угольщик, как наяву, видит, «будто из прутьев поползли почки».

Подробнее об этом автор пишет в главе IV «Накануне». Прекрасный психологический анализ дан А. Грином в двух абзацах, первый из которых начинается словами: «Пока она шьет, посмотрим на нее поближе — во внутрь». Анализ может быть сложным для шестиклассников, однако сам учитель должен перечитать эти два абзаца особенно внимательно. Существует расхожее мнение, что заслуга Ассоль лишь в том, что она просто верила в мечту и ждала сказочного принца. Важно понять, что это душа, которая каждый день созидает самое себя. Вознаграждается не слепое, тоскливое ожидание, но стремление увидеть в обыденности «отраженный смысл иного порядка».

Процитируем наиболее значимый отрывок:

«Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое — различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, а ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния».

И судьбоносной ночью, когда Грэй дремал у костра на берегу, а мысль его «бродила в душе вещей», Ассоль проснулась: «Вдруг нечто, подобное отдаленному зову, всколыхнуло ее изнутри и вовне, и она как бы проснулась еще раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло ее». Душа юной девушки звучала, «как оркестр».

В обыденной жизни мы, как правило, заглушаем едва внятные, порой бессвязно-туманные позывные иных миров, иных состояний. О людях, которые способны слышать «отдаленный зов», мы говорим: у них хорошо развита интуиция. Но что же мешает нам самим развивать в себе интуицию, способность слушать и слышать многообразные голоса вселенной духа? Как правило, нашу способность распознавать сжигает страх: страх оказаться смешным, страх перед непонятным, страх перед открывающимися глубинами собственного сознания. Сердце Ассоль проснулось «от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее». Сквозь наложения бытовых картин, кажущихся очевидно-несомненными, сквозь паутину обыденности она смогла увидеть высокую реальность гармонии души и мира, реальность и явственность соединенных судеб — и не заглушила в себе этот голос, испугавшись: «А что подумают другие?» — и пошла на зов.

— Грэй увидел спящую Ассоль: «Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее». Как вы понимаете эту фразу писателя?

— Почему, по-вашему, Грэй решил надеть на палец Ассоль старинное дорогое кольцо?

— Он думал, что «подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии». Что, по вашему мнению, хотел подсказать Грэй жизни?

— Что подумала и почувствовала Ассоль, когда, проснувшись, увидела на пальце кольцо?

— Лонгрен, увидев дочь, был поражен: она почти испугала его «светом взгляда, отразившего возбуждение. Казалось, открылось ее второе лицо — то истинное лицо человека, о котором обычно говорят только глаза». Как бы вы назвали чувства, которые испытывала Ассоль в это утро?

Если детям трудно, предложим им выбрать: радость, веселье, восторг, восхищение, ликование, торжество.

Сам Грин определяет это чувство так: «...Ассоль встрепенулась, как ветка, тронутая рукой, и засмеялась долгим, ровным смехом тихого торжества»; чуть ниже он говорит, что Ассоль отвечала отцу, едва «победив ликование».

Тонкий разбор психологического состояния человека, пережившего катарсис, дан Грином в главе VI «Ассоль остается одна». К этой короткой главе стоит отнестись особо внимательно, если учитель будет перечитывать это произведение со старшеклассниками, в силу накопленного эмоционального опыта более способными, чем шестиклассники, понимать такие тонкие движения души.

Выразительное чтение

Закончить занятие лучше всего чтением вслух главы VII «Алый „Секрет"» (если поджимает время, то в сокращении по усмотрению учителя). Начать чтение может учитель, продолжат дети. Эпизод встречи Ассоль и Грэя стоит прочитать учителю, ни в коем случае не снижая пафоса феерии. Высокие слова не должны быть снижены сомнительной или недостаточно яркой интонацией, потому что мы читаем о подлинной драгоценности человеческого бытия, о глазах, в которых «было все лучшее человека».

В ходе чтения задержимся на речи Грэя, обращенной к Пантену («Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, Воля и свойство характеров...»).

— Какие слова кажутся вам ключевыми в монологе Грэя?

Выделим эти слова с детьми:

«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

Если есть возможность, учитель заранее приготовит диапозитив или плакат с этими словами. После выделения их в тексте он повесит плакат перед детьми, чтобы каждый вслух прочитал слова откровения и призыва. Подчеркнем: обновляется не только душа принимающего чудо, но в первую очередь душа дарящего, созидающего это чудо.

Хорошо, если педагог даст детям возможность увидеть великолепный фильм (хотя бы фрагмент) режиссера Александра Птушко «Алые паруса» с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях (киностудия «Мосфильм», 1961) — он есть в свободной продаже на видеокассетах и дисках. Продолжительность фильма 84 минуты.

Домашнее задание

На усмотрение учителя — в зависимости от работы детей на уроке. Желательно, чтобы учитель продумал несколько индивидуальных заданий. Детям, которые проявили интерес к произведениям А. Грина, порекомендуем самостоятельно прочитать его рассказы.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.