logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок 1 "Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов? Маленький принц на планете Икс"

Урок развития речи

I. Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов?

Обсуждение

Обсуждение должно быть эмоциональным, ярким и доверительным: только так мы сможем подготовить к самостоятельной творческой работе.

Сначала вспомним содержание X—XV глав «Маленького принца».

— На каких планетах побывал Маленький принц?

На доске и в тетрадях можно начертить схему пути Маленького принца.

— Астероид 325 (первая планета), житель: король.

— Астероид 326 (вторая планета), житель: честолюбец.

— Астероид 327 (третья планета), житель: пьяница.

— Астероид 328 (четвертая планета), житель: деловой человек.

— Астероид 329 (пятая планета), житель: фонарщик.

— Астероид 330 (шестая планета), житель: географ.

Словарная работа

Честолю́бец — излишне честолюбивый человек.

Честолюбúвый — склонный к честолюбию.

Честолю́бие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

— Что узнал Маленький принц о своих соседях?

— Какие чувства у него вызвали их высказывания?

— Как вы думаете, какие мысли он вкладывал в слова: «Право же, взрослые — очень странные люди»?

— Почему он решил отправиться на Землю?

Дети уже знают, что такое символы, и смогут сами (или при помощи учителя) прийти к выводу, что фигуры обитателей планет символичны. Каждый из жителей обозначает один из типов людей. Перед нами не сказка, а притча (обращаемся к «Краткому словарю литературоведческих терминов» в учебнике).

Обучение выразительному чтению

Предложим детям выбрать одну из глав для выразительного чтения (возможно, по ролям) и объяснить свой выбор. Пусть выскажется каждый ребенок: почему ему кажется, что именно названную им главу надо прочитать вместе на занятии, почему именно она самая важная?

Распределяем роли, обсуждаем интонации и читаем. Если дети читают недостаточно хорошо, то лучше взять XI главу (про честолюбца).

II. Маленький принц на планете Икс

Самостоятельная творческая работа

— Давайте попробуем стать соавторами Антуана де Сент-Экзюпери. Пусть каждый из вас придумает свой астероид (или планету). Кого бы вы на нее поселили? Как будет жить ваш герой?

— Как он встретится с Маленьким принцем?

На последний вопрос можно не отвечать: для некоторых учеников достаточно будет того, что они придумают персонажа и обстановку планеты.

Предложим детям раскрыть свои тетради и написать о придуманной планете.

Сделать это очень непросто. Кто-то может сказать: «Я дома напишу». Но если ученик не может сосредоточиться здесь и сейчас, значит, он не сможет сосредоточиться и подтолкнуть к работе свое воображение и дома (конечно, встречаются и исключения из этого правила). Главная задача учителя — создать творческую атмосферу, в которой детям захочется поделиться своими сомнениями, потому что обитатель планеты, избранный ребенком, часто становится персонификацией детской проблемы или проблемы семьи ребенка.

Может быть, кто-то из детей нарисует своего персонажа и устно расскажет о его жизни. Пусть учитель не будет догматиком, поможет детям выбрать наиболее подходящие формы выражения своих мыслей и стимулирует их литературное творчество.

При чтении и обсуждении детских работ будем помнить о такте. Представление «своих» планет может состояться на следующем занятии.

Домашнее задание

Завершить рассказ о планете Икс.

Урок 2 "Маленький принц на планете Земля. «А как это — приручить?» «...Зорко одно лишь сердце»"

I. Проверка домашнего задания

Ученики представляют свои творческие работы «Маленький принц на планете Икс».

II. Маленький принц на планете Земля. «А как это — приручить?» «...Зорко одно лишь сердце»

Комментированное чтение

Мы предлагаем читать сказку (главы XVI—XXI) на уроке вслух, отвечая на те вопросы, которые могут возникнуть у детей, выписывая ключевые фразы. Глава XXI в этом отношении основная: многие высказывания из нее уже стали неотъемлемой частью нашей культуры.

Главы ХVI—XVII

Человечество на планете Земля: «Люди занимают на Земле не так уж много места». Змея — символ ухода: «Я решаю все загадки».

Глава XVIII

Люди с точки зрения цветка: «У них нет корней — это очень неудобно».

Главы ХIX—XX

Разрушение иллюзий: Маленький принц узнает горы и попадает в сад, полный роз: «Какой же я после этого принц?..»

Глава XXI

Маленький принц и Лис.

Отметим ключевые фразы и попросим детей дома выписать эти слова себе в тетрадь.

* «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете.И я буду для тебя один в целом свете...»

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь... <...> Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

«...Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».

Домашнее задание

Выписать в тетрадь выделенные ключевые слова.

Дочитать сказку «Маленький принц» до конца. Выбрать из оставшихся глав (XXII—XXVII) главу, которая кажется самой важной, подготовить ее выразительное чтение.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.