logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: расширить представления учащихся о литературной песне; познакомить с избранными страницами русской литературной песни XX века.

Основные виды деятельности: чтение текстов песен; беседа по вопросам учебника; прослушивание песен; устные сообщения о поэтах.

Термины: песня, припев, авторская песня, рок-поэзия.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания: сообщения учащихся о жизни и творчестве русских поэтов, авторов известных литературных песен.

II. Чтение и анализ песни В. С. Высоцкого «Кони привередливые» с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника.

III. Сопоставление текста песни и ее вокального исполнения предполагает скорее сопоставление впечатлений. Выводы о некоторых шероховатостях стиля, незаметных при прослушивании песен В. С. Высоцкого и других поэтов, могут быть лишь подготовкой к анализу феномена авторской песни и выводам о ее художественном своеобразии в 11 классе.

IV. Прослушивание песен Б. Ш. Окуджавы (например, «Песенка об Арбате», «Ваше благородие, госпожа разлука...», «Белорусский вокзал») и беседа об их авторе и особенностях его песенного творчества (темы, настроения, образы).

Примерные вопросы и задания:

1. Что вам известно о биографии и творчестве Б. Ш. Окуджавы?

2. Знакомы ли вам эти строки? В каких кинофильмах прозвучали песни на стихи Б. Ш. Окуджавы?

«Сомнения прочь. Уходит в ночь отдельный, / Десятый наш десантный батальон...» («Белорусский вокзал»);

«Не везет мне в смерти, повезет в любви...» («Белое солнце пустыни»);

«Женюсь, женюсь. Какие могут быть игрушки...» («Соломенная шляпка»);

«Бери шинель — пошли домой...» («Аты-баты шли солдаты»);

«До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад...» («Не самый удачный день»);

«Капли Датского короля пейте, кавалеры...» («Женя, Женечка и „катюша"»);

«Ах Арбат, мой Арбат, ты моя религия...» («Покровские ворота»);

«Давайте говорить друг другу комплименты...» («Ключ без права передачи»);

«Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя...» («Приключения Буратино»);

«Я сама была такою триста лет тому назад...» («Приключения Буратино»).

3. Какие темы и настроения преобладают в песенном творчестве поэта?

V. Беседа об истории слова «романс» (отчет о выполнении домашнего задания) и о наиболее распространенных разновидностях романса (салонный, цыганский, городской).

VI. Прослушивание записей и просмотр кинофрагментов, подобранных учащимися. Здесь важно показать многообразие настроений и тем, которое характеризует романс как лирическое произведение без отчетливых жанровых признаков. Популярными романсами стали, например, многие стихотворения А. С. Пушкина: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я здесь, Инезилья...» и др.

Учитель может принять участие в выборе кинофрагментов. Предпочтение, разумеется, нужно отдать классическим романсам и фильмам, ставшим классикой отечественного кинематографа, например: «Целую ночь соловей нам насвистывал...» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) из кинофильма «Дни Турбиных» (режиссер В. Басов), «А напоследок я скажу...» (слова Б. Ахмадулиной, музыка А. Петрова) из кинофильма «Жестокий романс» (режиссер Э. Рязанов).

VII. Домашнее задание:

1) используя рубрику «Мир в слове», подготовьте материал для такой рубрики, посвященный слову «романс»;

2) подготовьте выразительное чтение одного из романсов;

3) подберите аудио- или видеозаписи эпизодов из кинофильмов, в которых звучит романс.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.