logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: познакомить шестиклассников с другими произведениями писателя; обобщить представления о героях Дж. Лондона, их отношении к жизни.

Основные виды деятельности: комментированное чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы; сопоставление описаний природы в рассказах; анализ образов героев.

Термины: герой, художественная деталь.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о героях Дж. Лондона направлено на подготовку к анализу рассказа «Любовь к жизни», расширение представлений учащихся о жизненной позиции писателя, его восприятии мира и человека.

II. Беседа о сюжете и героях рассказа «Любовь к жизни». Вопросы на восприятие могут быть связаны с уточнением деталей сюжета, обозначением основных проблем, поставленных в рассказе, указанием на время и место действия. Целью вопросов станет первоначальная организация ситуации коммуникации на уроке, вовлечение учащихся в размышления через постановку проблемных вопросов, обращение внимание на роль значимых деталей в повествовании. Примерные вопросы:

1. Где и в какое время происходит действие рассказа? 2. Кто главные герои рассказа? 3. Как они оказались на берегу молочно-белой реки? 4. Что испытывает человек, оказавшийся в сложной ситуации крайнего изнурения? 5. Почему рассказ называется «Любовь к жизни»? 6. Какие жизненные этапы проходит каждый из героев? 7. Кто кому и что чему противопоставляется в рассказе? 8. Что помогает герою победить смерть? 9. О чем заставляет нас задуматься этот рассказ?

III. Чтение экспозиции и завязки рассказа подготовит учащихся к предстоящей работе с текстом. Образы героев, природа, художественная деталь, внимание писателя к слову и состоянию человека, физическому и психологическому, будут в центре анализа. Важно обратить внимание на походку и детали портрета героев, картины окружающей природы, ее безучастности и суровости по отношению к человеку, устремившемуся на Аляску в поисках золота.

IV. Работа по группам связана с описанием и сопоставительным анализом образов Билла и второго героя, имя которого не названо. Беседа поможет учащимся выразить свое видение героев рассказа. Возможные вопросы сопоставительного характера на этапе обобщения работы групп:

1. В каком состоянии находился каждый из героев? 2. Что становится для них настоящим смыслом жизни? 3. Какая ситуация приводит героев к расставанию? 4. Как ведет себя Билл? 5. Проследите по тексту, что происходило в душе другого героя. 6. Почему Билл бросает товарища? 7. Что поддерживает второго в его желании жить (какие мысли, действия, черты характера)?

V. Анализ образа природы в рассказе (на основе фрагментов «Солнца не было», «Встреча с оленем, куропатками», «Ловля пескаря», «Встреча с медведем», «Волк и человек»). Примерные вопросы и задания:

1. Что подчеркивается писателем в описаниях природы? 2. Как показано отношение природы к человеку? 3. Как противопоставлены северная природа и мечты героя о юге? 4. Какова роль образа солнца в рассказе? 5. Подберите прилагательные и существительные, помогающие создать образ суровой северной природы. 6. Какую роль в повествовании играет образ времени? Обратите внимание на заводимые героем часы.

VI. Комментированное чтение фрагментов рассказа станет подготовкой к выводам об особенностях пути героя как пути от золота, северной жестокой природы к людям, дому, обществу.

VII. Беседа обобщающего характера поможет подвести итоги изучения рассказа:

1. С какими трудностями и проблемами сталкивается герой Дж. Лондона? 2. Почему человек в условиях жестких ограничений все-таки сумел выжить? 3. С какими чувствами борется второй золотоискатель? Приведите примеры из текста, иллюстрирующие эти чувства (отчаяние, голод, страх, боль, одиночество). 4. Какую роль играет в произведении образ золота? Почему оно не помогает герою? 5. Перечитайте описание мыслей героя о жизни и смерти. Что такое «любовь к жизни»? Как раскрывается в рассказе мысль о том, что жизнь сильнее смерти? 6. Какие черты отличают героя Дж. Лондона? 7. Что является, по мысли писателя, истинным смыслом человеческого существования? 8. В чем сходство рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни»?

VIII. Домашнее задание: 1) прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, «Сын волка» Дж. Лондона (по выбору учащихся); 2) написать отзыв об одном из этих произведений.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.