logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: закрепить представления учащихся о проблематике произведения; подготовить к проведению письменной работы.

Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; творческая работа; диспут.

Термины: тема, идея, проблематика, нравственная проблематика.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания: выполнение индивидуального задания 2 (чтение предполагаемого письма Лидии Михайловне).

II. Обсуждение нравственной проблематики рассказа можно провести на основе индивидуальных заданий 1, 3, 4.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Объясните слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

2. Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»? О каком чувстве говорит писатель?

III. Обсуждение посвящения к рассказу после его анализа будет более осмысленным. Можно использовать комментарии к рассказу и слова писателя: «Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту.

Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора... Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».

IV. Письменная работа о нравственном содержании образа учительницы Лидии Михайловны, развернутый аргументированный ответ на один из вопросов:

1. Какими чертами характера обладала Лидия Михайловна?

2. Красота человеческой души... Моя оценка образа Лидии Михайловны.

V. Домашнее задание:

1) дайте характеристику идейного содержания рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»;

2) прочитайте один из рассказов писателя (по выбору);

3) приготовьте презентацию «Слово о писателе», включив в нее представление прочитанного вами рассказа В. Г. Распутина (тематика, главный герой, проблематика и идейное содержание).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.