logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

На уроке необходимо охарактеризовать период творчества Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе. Патриотический порыв, охвативший поэта в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. Он пишет послание «К Дашкову» (1813), историческую элегию «Переход через Рейн» (1814). Можно сравнить эти произведения со стихотворением Жуковского «Певец во стане русских воинов».

Тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису. Он разочаровывается в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он начинает больше размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит. Батюшков становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь. Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроениями мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.

На уроке учащиеся знакомятся с элегиями «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «К другу».

Стихотворение «На развалинах замка в Швеции» представляет собой вольный перевод элегии Ф. Маттисона «На развалинах старого горного замка».

Вопросы и задания к стихотворению «На развалинах замка в Швеции»

1. Как стихотворение связано с биографией Батюшкова?

2. Какие образные картины предстают взору лирического героя? Каким настроением проникнуты эти описания?

3. Каковы рассуждения лирического героя о философии жизни и смерти? Каковы его мысли о воинах, павших в битве?

4. Как отражаются в стихотворении патриотические настроения Батюшкова? Как в нем сочетаются история и современность?

5. Охарактеризуйте стилистическую манеру текста. Какой смысл придает ему разностопность стихов, длинный стих?

6. Какую роль играют в тексте старославянизмы?

7. Каков смысл финала стихотворения? Как воплощаются в нем тема памяти и тема бессмертия? Почему поэт спорит с утверждением «Все время в прах преобратило»?

8. Дайте к образам скандинавского эпоса культуроведческий комментарий.

Стихотворение «Тень друга» посвящено памяти И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом. Текст записан во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 г. Эпиграф взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — в римской мифологии — богиня Диана, луна.)

Вопросы и задания к стихотворению «Тень друга»

1. С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга? Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?

2. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в нем?

3. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?

4. К кому обращен и какими эмоциями проникнут монолог лирического «я»?

5. Как в эпиграфе решается философская проблема смерти и бессмертия?

6. Охарактеризуйте язык, стиль и ритмическую структуру элегии.

7. Найдите старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?

8. Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий.

9. Индивидуальное задание. Сопоставьте первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из поэмы Байрона (песня I).

Стихотворение «К другу» обращено к П. А. Вяземскому, дом которого в Москве сильно пострадал во время пожара города в 1812 году.

Вопросы и задания к стихотворению «К другу»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение?

2. Как понять выражения «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»?

3. Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?

4. Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?

5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?

6. Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?

7. Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?

8. Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?

9. Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?

10. Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

11. Индивидуальное или групповое домашнее задание. Сопоставьте несколько элегий Жуковского и Батюшкова. Что объединяет романтическую манеру мировосприятия этих поэтов и чем они различны?

В заключение урока возможно прослушать фонограмму романса Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» на слова стихотворения Батюшкова «Надпись на гробе пастушки» («Подруги милые!..»).

Батюшков понимал, что обостряющаяся тяжелая душевная болезнь безвременно оборвет его литературную деятельность. Он с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Но, несмотря на трагический колорит поздней лирики поэта, в его стихах все же не исчезают искры надежды и оптимизма. В «Подражании древним» (1821) он, пытаясь преодолеть душевную депрессию, восклицает:

Ты хочешь меду, сын? так жала не страшись;

Венца победы? — смело к бою!

Ты перлов жаждешь? — так спустись

На дно, где крокодил зияет под водою.

Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец,

Лишь смелым перлы, мед иль гибель... иль венец.

Итог урока.

Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков.

В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия. В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!»

И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.