logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

Обобщение изученного по теме "Мифы народов мира”;

Формирование представлений учащихся о древнейших сказаниях, повествующих о происхождении вселенной и человека;

Привитие эстетического вкуса;

Нравственное воспитание подростков.

 

Ход урока

 

"Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны".

Д.С. Лихачев

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас очень интересный урок. Тема урока "Мифы народов мира”.

Сегодня мы обобщим знания по изученным мифам народов мира, а также ребята познакомят нас со своими проектами, подготовленными по самостоятельно прочитанным мифам (кельтскому, индийскому, славянскому.

Повторение.

А сейчас вспомним, что же изучали мы на предыдущих уроках.

Беседа по вопросам.

Итак, что же такое мифы?

Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.

Кто же создавал мифы?

Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.

Какую практическую роль играли мифы в жизни древних людей?

При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили.

Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки?

Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел.

Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми).

Чем мифы отличаются от реальных историй?

История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.

Слово учителя.

- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда.

Тогда, ребята, в те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира.

Работа по карте.

Давайте посмотрим на географию основных мифологий мира.

(На доске развернутая карта мира, на которую учитель прикрепляет примеры различных (основных) мифологий мира).

Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир.

Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве.

Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер.

Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник.

Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму.

Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира.

В Австралии Радужный змей – создал природу.

На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. (Даждьбогу), Перуну, Яриле.

Вывод.

- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.

Мифы о сотворении мира.

Слово учителя.

Повсюду людей волновали одни и те же вопросы. Что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги? Многие мифы повествуют о том, что в самом начале мир представлял собой только безбрежную водную гладь. Так считали, например, жители Японии и Месопотамии. Другие народы полагали, что мир возник из пустоты: викинги думали, что он появился из ледяной бездны, греки утверждали, что из хаоса. В мифологиях разных народов, включая индийцев, финнов, китайцев, распространен образ мирового яйца, из которого возникла Вселенная или бог – творец.

Беседа по вопросам.

Вспомните, как повествуют о создании жизни на земле славянский "Народный миф о Солнце” и индийский миф "Творение”.

Найдите общую черту в этих мифах. (Эти мифы объясняют, как зародилась жизнь на земле).

Найдите основное отличие этих мифов. Как по-разному они смотрят на место человека в мире? (В индийском мифе человек – равноправное существо между всех живых существ. В славянском мифе – человек отмечен богом от всех живых существ, светом разума и способностью к речи.)

Защита проекта.

А сейчас нам представит свой проект (Музыка Валерий). Он расскажет нам ещё один славянский миф о творении "Сказание о Первоводе".

(Ученик показывает свою собственную иллюстрацию к мифу, который он самостоятельно прочитал, а также делает сообщение о других поверьях славян, связанных с водой.)

Вывод:  Вот ребята, мы познакомились с ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли наши предки возникновение воды на Земле.

- Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.)

Викторина.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим иллюстрации на доске.

(На доске прикреплены две иллюстрации к мифам: "Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя Авгия” и "Богатырь Тор”)

Какие герои изображены на картинах? (Геракл, Тор).

Назовите те характерные черты, по которым вы узнали героев мифов?

Это иллюстрация к мифу "Скотный двор царя Авгия”. Геракл раздвигает стену и направляет воду двух рек, чтобы очистить скотный двор от навоза. Характерные черты Геракла – это мужество, сверхъестественная физическая сила и выносливость, ум и смекалка.)

Вторая иллюстрация изображает бога грома Тора. Тор – скандинавский бог грома, ветров и дождя. Тор обладает недюжинной силой, он защитник богов и людей, враг великанов. Этот рыжебородый бог – сын Одина и земли Ёрд. Его оружие – молот Мьёлльнир, который ему выковали карлики, едет он на колеснице, запряженной двумя козлами.)

Назовите общие черты, которыми греки наделили героя Геракла, а скандинавы - бога Тора? (Невероятная сила, мужество. Своим долгом и полубог Геракл, и бог Тор считают – защиту богов и людей, а высшей доблестью – мужество в битвах со злом.)

Вывод: То есть, можно отметить, что в мифах у разных народов отразились похожие мировосприятия и понимания добра и зла, чести и бесчестия.

Защита проектов.

Учитель: А сейчас, в подтверждении этих слов, следующий ученик (Горин Владислав) представит свой проект: "Миф о герое Кухулине". Это герой кельтских мифов, он самый знаменитый герой ирландских саг.

А теперь послушаем защиту следующего проекта. Его представит (Лопухов Артем). "Миф о благородном боге Индре". Индра – самый великодушный и почитаемый бог в древней Индии.

Вывод: Ребята, мы познакомились с еще двумя мифологическими героями: Отчаянным смельчаком и силачом героем Кухулином и великим и могучим богом Индрой.

Давайте посмотрим, что общего у этих двух героев мифов? Какими чертами наделены оба эти героя? (Сила, мужественностью, честь и благородство. Стремление помогать людям).

Обобщение.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли "окунуться в безбрежное море”, "сокровищницы мировой культуры”. Мы говорили о мифологии, великом и прекрасном творении древних цивилизаций.

А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы ответили на некоторые вопросы (вопросы на доске)

Из какого языка пришло слово миф? Что оно означает? (Слово " миф” - греческое и означает "предание”, "сказание”).

Кто был создателем мифов? (Создателем мифов были древние народы).

О чем рассказывалось в мифах? (В мифах повествуется о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев).

Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести, долга, нравственности).

Чем интересны мифы древних народов нам, современным людям? (Они рассказывают о том, как жили, во что верили, как понимали мир наши предки).

А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С. Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему уроку:

"Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны”.

Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных народов, мы глубже узнаем культуру и верования людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)

Заключение.

Изображая своих богов и героев, древние люди воплощали в них самые лучшие и самые благородные качества человека.

Положительные герои наделялись беззаветной отвагой, благородным мужеством, великой силой.

Враги же – коварством, подлым вероломством, омерзительной жадностью.

Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и мужество одерживает верх над низостью и трусостью.

Благородство и любовь всегда побеждает коварство и жадность. Эти непреложные истины доходят к нам через века. Прошли тысячи лет, многие древние цивилизации стерты с лица Земли, но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня являются самыми актуальными, самыми современными!

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему: "Какой герой мифологии кажется мне самым отважным и почему”.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.