logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: познакомить шестиклассников с жанром баллады и его особенностями; рассмотреть на примере баллад И. В. Гёте и Ф. Шиллера интонацию и диалог как средства раскрытия настроения в балладном жанре.

Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; анализ сюжета баллады, особенностей интонации; сопоставительный анализ двух баллад; выразительное чтение; прослушивание музыкального произведения.

Термины: баллада.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о содержании баллад (тематика: историческая, фантастическая, любовно-драматическая, героическая), особенностях их сюжета и композиции. Жанр баллады является новым для некоторых учащихся. По своей загадочности и напряженности развития действия, непохожести на другие, ранее рассмотренные жанры литературы он притягателен и интересен для шестиклассников. Сюжет баллады не столько акцентирует внимание читателя на действии, сколько является, вместе с интонацией и диалогом, средством передачи настроений, чувств и переживаний героя. Важно остановиться на соединении в балладе черт эпического произведения (сюжетность, наличие персонажей) и ярко выраженного лирического начала (психологизм, эмоциональность, экспрессивная окрашенность происходящего), а отсюда подвести учащихся к причинам отнесения жанра баллады к лиро-эпическим произведениям. Балладные сюжеты основываются на мифах, легендах, сказаниях, историческом или бытовом материале. Как и авторские сказки, многие известные авторские баллады имеют своим источником фольклор.

II. Чтение вступительной статьи учебника об особенностях баллады как жанра литературы. Учащимся предлагается выписать черты балладного жанра, фамилии авторов баллад на доске и в тетради. Здесь отрабатывается умение кратко сформулировать мысль, грамотно оформить письменное высказывание.

III. Чтение вступительной статьи учебника или краткое слово учителя об Иоганне Вольфганге Гёте.

IV. Прослушивание песни австрийского композитора Ф. Шуберта «Лесной царь»  поможет настроиться на интуитивное, нелогическое постижение баллады, усилит влияние художественного текста на личность, даст возможность провести сопоставление двух художественных восприятий (психологического состояния героев в балладе И. В. Гёте «Лесной царь» и в одноименной песне Ф. Шуберта).

V. Беседа по вопросам:

1. Где разворачивается действие баллады?

2. Кто герои баллады — участники происходящих событий? Какими вы их себе представляете?

3. Вопросы учебника 1, 2, 3.

4. Какие два мира отражены в балладе? Как они соприкасаются?

5. Почему Лесной царь забирает младенца?

6. Какие темы звучат в балладе?

7. Докажите, используя статью учебника, что «Лесной царь» И. В. Гёте — баллада.

Последний вопрос направлен на закрепление представлений об особенностях балладного жанра, развитие навыков аргументированного ответа при анализе художественного текста.

VI. Слово о поэте, представление автора баллады «Перчатка» Фридриха Шиллера. Важно отметить связь имен двух великих немецких поэтов: перед зданием Национального театра в Веймаре стоит памятник поэтам, руки которых соединены общим венком славы. Вместе ими был создан трактат, посвященный поэзии, «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796), в котором говорится о существовании двух типов художников. Один тесно связан с природой, стремится подражать действительности, другой пытается преодолеть разрыв человека с природой, вызванный современной цивилизацией и культурой. Первым являлся сам Гёте, вторым — Шиллер, в балладах которого более четко звучит авторская морализирующая позиция.

VII. Выразительное чтение баллады и ее анализ поможет учащимся увидеть подтекст происходящего, глубже погрузиться в текст произведения.

Примерные вопросы и задания:

1. Какого сражения ожидает король Франциск? Как в балладе показано настроение короля, его свиты? В чем проявляется авторское отношение к героям балладного сюжета?

Словесное рисование окружения короля поможет учащимся представить описанную в балладе картину, будет способствовать развитию творческого мышления.

2. Обратите внимание на расположение королевской свиты и зверинца. Как организовано пространство в балладе?

3. Воссоздайте (опишите) картину выхода на арену королевского зверинца. Подумайте, как через описание зверей показано, что происходящее далеко не игра и шуточное развлечение.

4. Что вам уже известно о рыцарях эпохи Средневековья? Слышали ли вы о рыцарском кодексе чести? Почему рыцарь Делорж, видя лицемерную и колкую улыбку своей дамы, отправляется за перчаткой?

5. Что происходит в душе героя? Как и почему меняется его отношение к красавице? Подумайте, как соотносится внешнее и внутреннее в ее образе.

6. О чем говорит ответ рыцаря?

Далее необходимо обратиться к вопросам учебника 1—4. Можно также познакомить учащихся со стихотворением И. В. Гёте «Достаток терять...» и поразмышлять над тем, как оно связано с балладой Ф. Шиллера «Перчатка» и как в нем раскрывается позиция автора:

Достаток терять —

Не перчатки терять.

А впрочем, в сей жизни суровой

Зажиток добудешь и новый.

Честь потерять —

Это много терять.

А впрочем, то, что осудится,

С годами забудется.

Вот мужество — это терять не годится:

Уж лучше тогда совсем не родиться!..

VIII. Выполнение письменного творческого задания в рабочей тетради: «Охарактеризуйте рыцаря, короля, королевскую свиту, красавицу (по выбору), подобрав свои сравнения, определения».

IX. Домашнее задание: подготовить по учебнику и дополнительным источникам рассказ о В. Скотте.

Индивидуальные задания:

1) написать «страшную историю» (или сказку), которая разрешалась бы поучительно и оптимистично;

2) подготовить выразительное чтение одной из баллад с учетом звучащих в произведении интонаций (желательно наизусть).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.