logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Н. С. Лескова; обогатить представления учащихся об особенностях жанра сказа.

Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассмотрение иллюстраций к сказу и презентации «Портреты писателя»; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов художественного фильма.

Термины: сказ.

Этапы урока:

I. Рассказ о биографии и творчестве Н. С. Лескова. Знакомство с биографическим материалом возможно на основе чтения статьи учебника, которое желательно дополнить презентацией портретов писателя. Важно обратить внимание на то, что жизненный опыт Лескова, его любовь к России, переживание отношений власти и человека — основа творчества писателя.

На уроках необходимо, используя имеющиеся знания учащихся о жанре сказа, познакомить их с особенностями сказовой манеры Н. С. Лескова, а также подготовить школьников к разговору о русском национальном характере, о проблеме взаимоотношения народа и власти. Особое значение приобретает на этом вступительном занятии исторический комментарий и специальная работа с необычной лексикой сказа. Стоит сказать и о том, что сам Лесков был левшой.

II. Повторение понятия «сказ» (вопрос 13 учебника) поможет учащимся настроиться на сказовую манеру лесковского повествования. Возможные вопросы:

1. С каким произведением, созданным в традиции жанра сказа, вы познакомились в прошлом году?

2. Что такое сказ? В чем отличие сказа от сказки?

3. Объясните, почему произведение Н. С. Лескова «Левша» относят к жанру сказа.

Нужно напомнить учащимся, что сказ относится к эпическому роду литературы, опирается на народные предания и легенды, сочетает в себе описание народного быта и нравов, реальные события и сказочно-фольклорный элемент. Сказ отличает и особая манера повествователя. Кроме того, для сказа обязателен образ повествователя.

Чтение комментария к сказу «Левша» может быть дополнено сообщением о том, что существовала такая прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Она стала, по-видимому, основой сюжета сказа Н. С. Лескова.

III. Работа с лексикой сказа может вестись по главам путем объяснения не только значения слов, этимологии, но и их художественной функции. Учащимся следует указать на особую роль лексики в создании комического, обличительного эффекта в сказе, сказать о задачах использования словесной игры, отметить, что в сказе встречаются необычные, придуманные автором слова. Можно ввести понятия «этимология» и «народная этимология», говоря о происхождении отдельных слов.

IV. Комментированное чтение первых глав и беседа по вопросам учебника (вопросы 1, 2, 3). Здесь возможно обращение к портретам атамана Платова, Александра I, Николая I, просмотр фрагмента художественного фильма «Левша» по мотивам сказа Н. С. Лескова (режиссер С. Овчаров).

V. Исторический комментарий. При рассмотрении исторических личностей и реальных событий, изображенных в произведении, можно обратиться к историческим справкам, которые учащиеся подготовят самостоятельно по образцу, предложенному учителем.

Материалы для справок:

Александр I (1777—1825).

  • Годы правления — 1801—1825.
  • Открыл ряд гимназий, педагогический институт, университеты в Казани и Харькове.
  • Создал министерства.
  • Победоносно завершил войну с Наполеоном.
  • Разрабатывал проекты отмены крепостного права.
  • Один из руководителей Венского конгресса (1814—1815).

Атаман Платов, Платов Матвей Иванович (1751—1818) — герой Отечественной войны 1812 года.

  • Отличившись в Русско-турецкой войне (1768—1774), был произведен в офицеры, командовал казачьим полком.
  • Служил на Кубани и в Крыму под командованием А. В. Суворова.
  • При Павле I был сослан в Кострому по подозрению в заговоре.
  • При Александре I был возвращен.
  • В Отечественную войну 1812 года командовал казачьими полками.

Венский конгресс 1814—1815 годов.

  • Международный конгресс, завершивший войны с наполеоновской Францией.
  • Участвовали представители всех европейских государств.
  • Ведущую роль играли Россия, Великобритания и Австрия.
  • Важнейшие задачи: восстановление феодальных порядков, борьба с революцией, создание гарантий против возвращения к власти Наполеона и возобновления Францией завоевательных войн.

Крымская кампания 1853—1856 годов.

  • Война России с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за Османское наследие, господство в бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах.
  • В 1853—1856 годах боевые действия против России велись под Севастополем, на Кавказе, Камчатке, Балтийском и Баренцевом морях. Отстреливаться из пушек приходилось даже со стен Соловецкого монастыря.
  • В 1855 году был взят Севастополь.
  • 18 марта 1856 года Парижский мир был заключен на условиях, болезненно воспринятых в России (с 1711 года страна не подписывала акта о поражении), но все же приемлемых. Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию. В обмен на турецкую крепость Каре союзники оставили Севастополь. Был разоружен Черноморский флот.

На уроке нужно отметить хронологические рамки событий, изображенных в сказе. События начинаются в 1815 году после Венского совета при Александре I и заканчиваются после казни декабристов в начале 1826 года уже при императоре Николае I.

Учащимся предлагается составить цитатную характеристику, позволяющую сравнить образы Александра Павловича, Платова и Николая Павловича.

Александр Павлович

Атаман Платов

Николай Павлович

«Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали»

«Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»

«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

VI. Подведение итогов урока и обозначение перспектив дальнейшей работы с текстом сказа, рассмотрения образов русских умельцев и авторской позиции.

VII. Домашнее задание: 

1) сопоставить на основе таблицы образы Александра Павловича, Николая I и Платова в сказе Н. С. Лескова «Левша».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания учебника 3, 9 (по выбору учащихся).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.