logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: познакомить шестиклассников с необычным примером балладного жанра; обобщить имеющиеся у учащихся представления о балладе; развивать навыки выразительного чтения.

Основные виды деятельности: выразительное чтение баллад; наблюдение над художественными особенностями баллады; чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника.

Термины: баллада, ирония.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания, выразительное чтение баллад И. В. Гёте «Лесной царь», Ф. Шиллера «Перчатка». Особое внимание уделяется работе над интонацией, позволяющей передать характер происходящих событий, настроение героев, идейно-эмоциональное содержание произведения.

II. Устные сообщения учащихся о В. Скотте. Данный этап урока, помимо знакомства с жизнью и творчеством писателя, связан с задачами развития навыка выступления перед аудиторией. Внимание шестиклассников обращается на законченность сообщения, последовательность приводимых фактов биографии, оригинальность отобранного материала и иллюстраций к сообщению (фотографий, слайдов и т. п.).

В. Скотт собрал и опубликовал сборник старинных шотландских баллад и легенд «Песни шотландской границы», сам занимался переводом и созданием баллад. В 1812 году он приобрел поместье Абботефорд на реке Твид, где выстроил для себя средневековый замок, в котором прожил до смерти. Здесь была обширная библиотека и коллекция оружия, утвари и старинных предметов. Сам В. Скотт писал о себе: «Мне, как и всем детям, нравится чудесное и страшное. В этом отношении я остаюсь ребенком до сих пор».

В. Скотту были интересны мысли и чувства людей прошлого, его привлекала эпоха Средневековья. В своих балладах он прибегает к стилизации под старину, чтобы донести дух того времени, его мироощущение.

III. Беседа по вопросам поможет закрепить и систематизировать представления учащихся о жанре баллады. Примерные вопросы:

1. Какие черты объединяют произведения балладного жанра?

2. Чем близки друг другу баллады и лирические народные песни?

3. На какие жанры опирались авторы баллад?

Дополнить представления учащихся о балладе может указание на фрагментарность, непонятность, отчасти необъяснимость балладного сюжета, его динамизм и некоторую тайну, с которой связана жизнь героев баллады.

IV. Выразительное чтение и анализ баллады В. Скотта «Клятва Мойны». Необходимо остановиться на сюжете и композиции баллады, образах Мойны, старика, графа, а также сказать о приемах, организующих балладное повествование, мелодике, ритме баллады. Учащиеся сразу обратят внимание на шуточный характер данной баллады, в которой стилизация истории в средневековом духе некой таинственности оборачивается доброй иронией.

Примерные вопросы и задания:

1. Что такое клятва? Какую клятву и почему дает Мойна? Какие природные явления и общественные события привлекает Мойна, чтобы показать непоколебимость своего решения?

2. Опишите Мойну. Какие пояснения словам Мойны дает старик? Какова роль образа старика в балладе?

3. Проследите, как создается в балладе настроение загадочности и тайны.

4. Почему Мойна все же становится женой графа?

5. Проиллюстрируйте примерами из текста использование в балладе обратного порядка слов (инверсии), преувеличения (гиперболы), преуменьшения (литоты), иронии, повторов (рефренов).

6. Вспомните черты баллады как жанра литературы. Можно ли «Клятву Мойны» назвать настоящей балладой?

С целью развития мышления и формирования навыков исследовательской деятельности предлагается выполнение заданий 1, 2 учебника.

V. Представление домашних письменных работ «Страшная история (сказка) со счастливым финалом».

VI. Домашнее задание:

1) прочитать балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»;

2) выполнить задание 3 учебника.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.