logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: познакомить шестиклассников с примером героической баллады; закрепить имеющиеся у учащихся представления о своеобразии балладного жанра, его отличии от жанра былины.

Основные виды деятельности: выразительное чтение баллады; ответы на вопросы; словарная работа; работа с иллюстрациями.

Термины: баллада, былина.

Этапы урока:

I. Чтение статьи о Р. Л. Стивенсоне из любого энциклопедического издания важно дополнить рассказами о детстве писателя, о его заветной мечте — писать, об увлечении путешествиями. Подробнее можно остановиться на чертах характера, которые ценил Стивенсон в людях: мужество, смелость, отвагу, благородство. Именно такими являются любимые герои писателя — отважными, храбрыми, благородными, бесстрашными.

II. Закрепление материала о жанре баллады, об отличии баллады от былины. Баллада «Вересковый мед» — поздняя переработка старинной легенды. Народ вложил в содержание легенды свои радости и печали. В авторской балладе, основанной на шотландской легенде, выражено отношение к любви и долгу, честности и мужеству. Можно поговорить о несомненной связи и о различиях между народными и авторскими балладами, предложив учащимся вспомнить о сходстве и различиях народных и авторских сказок. Учитель перечислит тематику балладных сюжетов (героические, комические, любовные, волшебные), приведет примеры. При рассмотрении вопроса о связи былинного и балладного творчества (в связи с обращением к балладе героической тематики) важно отметить, что в балладе события развиваются быстрее, в центре баллады не чудо-богатырь, а обычный человек. В балладе подвиг героя раскрывается без преувеличений, каждый повтор здесь усиливает напряжение. Мы слышим голоса действующих лиц, настроение которых помогает передать интонация баллады. В былине же повторы замедляют действие, здесь широко используются гиперболы.

III. Словарная работа направлена на расширение словарного запаса учащихся, а также непосредственно связана с анализом текста баллады Р. Л. Стивенсона. Шестиклассники объясняют значения слов «вассал», «пикты», «медвяный» и др. Отдельно проводится работа со словом «вереск».

Вереск — низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветами. Вереск покрыт цветами летом и поздней осенью, когда вся природа готовится к покою. Мелкие цветки, похожие на колокольчики, а махровые — на розочки, густо расположены на веточках-соцветиях. Дикорастущий вереск произрастает и в России, встречается в Западной и Восточной Сибири, на Урале. Растет он на бедных песчаных почвах, в сосновых лесах, около торфяников и на склонах гор. Плод — маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Вереск обладает оздоравливающим действием, в том числе противовоспалительным, дезинфицирующим, успокаивающим, снотворным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим, антимикробным и др.

IV. Выразительное чтение баллады учителем создаст атмосферу героико-драматического звучания произведения. Для выявления первичного восприятия после чтения баллады можно обратиться к вопросу о ее основном настроении.

Дополнительные вопросы:

1. Какое событие лежит в основе сюжета баллады?

2. Перечислите главных героев и основные образы баллады.

3. О каком напитке рассказывается в балладе?

4. От кого пикты защищали свои земли?

5. Какое значение этот напиток имел для пиктов?

V. Сообщение учителя об исторической основе баллады будет способствовать более глубокому осмыслению ее героического звучания, обозначит связь народного и авторского текста. Учитель отметит, что мед — священный напиток, в культуре древних северных народов — напиток богов и поэтов, являющийся символом посвящения и покровительства высших сил. Древняя легенда гласит, что когда-то очень давно на северных полях Шотландии жили отважные и сильные люди — пикты. Только они владели секретами приготовления чудодейственного напитка — верескового меда, дающего людям силу и молодость. Король Шотландии решил овладеть тайной и направил свое войско на это племя, чтобы узнать все о напитке. Но свободолюбивый и гордый народ не раскрыл тайны приготовления напитка и унес ее в могилу. Считалось, что белый вереск защищает от насилия, а вересковый эль — целебный напиток — несет утешение.

VI. Анализ баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».

Основные вопросы и задания:

1. Перечитайте описание верескового поля. Чем становится вересковое поле с приходом шотландского короля?

2. Сравните пленников и короля. Почему король, завоевавший вересковые поля, недоволен?

3. Чем близка эта баллада произведениям героического народного эпоса?

VII. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий: выразительное чтение баллады, представление иллюстраций.

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана»,

2) подготовить сообщение о поэте.

Индивидуальные задания:

1) найти сведения о русских народных гаданиях, обычаях, приметах,

2) нарисовать иллюстрацию к одной из баллад В. А. Жуковского.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.