logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Задачи: рассмотреть образы русских умельцев и средства их создания; проанализировать портрет левши в сказе; выявить особенности русского национального характера на примере персонажей «Левши».

Основные виды деятельности: чтение сказа; ответы на вопросы учебника; инсценирование; описание портрета героя.

Термины: портрет.

Этапы урока:

I. Вступительное слово проблемного характера о смысле названия произведения и об образе русского человека в сказе, продолжение беседы о взаимоотношении народа и власти, о трагичности судьбы простых русских умельцев.

II. Вопросы на повторение и активизацию прочитанного:

1. Как и при каких обстоятельствах блоха из «аглицкой стали» оказалась в России?

2. Чем была примечательна иностранная диковинка?

III. Чтение и анализ главы 3 сказа «Левша». Учащимся предлагается понаблюдать за речью Николая I и подумать, действительно ли слова царя звучат искренне, является ли он истинным защитником и покровителем народа, патриотом, каким предстает в сцене приема во дворце.

IV. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий. Для продолжения разговора об образе умельцев в сказе возможны следующие вопросы и задания:

1. Что означает слово «умелец»?

2. Перечислите народных умельцев, изображенных в сказе.

3. Как описаны умельцы в сказе?

4. Охарактеризуйте лесковских умельцев: а) мастеров, б) Левшу.

V. Инсценирование фрагментов сказа (главы 5).

Вопросы и задания для продолжения разговора об образах народных умельцев в сказе:

1. Как отнеслись мастера к слову императора? 2. Как раскрываются характеры народных умельцев в разговоре с Платовым? Почему умельцы взялись за выполнение столь трудной работы? 3. Куда отправились мастера? С какой целью совершают они свое путешествие? 4. Расскажите, какие действия предпринимались окружающими, чтобы узнать о том, чем заняты мастера. Почему никому не удалось выведать секрета мастеров, закрывшихся в доме? 5. Как герои относятся к порученной им работе? Почему мастера не показали Платову своей работы? 6. Какие особенности характера русских мастеров отмечены в сказе? 7. Какие фольклорные элементы использованы для создания образов русских умельцев?

VI. Анализ образа главного героя сказа можно начать с описания портрета Левши. Следует обратить внимание на детали портрета, а затем остановиться на имени героя, обобщенном значении образа левши, близости героя всем русским мастерам (преданность делу, чувство внутреннего достоинства, одаренность, исключительность, патриотизм, самопожертвование). Вновь зачитываются фрагменты сказа, подбираются цитаты, учащиеся работают с вопросами и заданиями 5—12 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Почему Левша оказался у императора?

2. Как ведет себя герой во время беседы с государем?

3. В чем заключается мастерство русских людей, умеющих противостоять чужеземным диковинкам?

4. Чем гордится и о чем переживает писатель, рассказывая о судьбах русских мастеров?

5. Прокомментируйте слова Н. С. Лескова: «...там, где стоит „левша", надо читать „русский народ"!»

6. Какие чувства вы испытали при чтении финала сказа?

VII. Творческое задание:

а) записать в тетради, опираясь на анализ образов народных умельцев в сказе, черты, передающие особенности русского национального характера;

б) написать краткую зарисовку — портрет русского мастера.

VIII. Выводы об изображении народных умельцев в сказе, о гордости писателя за русский народ, трудолюбивый и талантливый.

IX. Домашнее задание: подготовить устный ответ на вопрос 14 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания учебника 2, 11 (по выбору учащихся).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.