logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Задачи: обобщить представления учащихся об идейном содержании сказа, жанровом своеобразии произведения; рассмотреть образ повествователя и авторскую позицию в сказе.

Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов сказа; наблюдение над лексикой и синтаксисом; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника; сопоставительный анализ позиций автора и повествователя.

Термины: повествователь, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Вступительное слово о задачах заключительного урока по сказу «Левша», выбор в классе трех исследовательских команд: команды повествователей, команды авторов, команды читателей. Каждая из команд будет принимать участие в работе научного конгресса «Лесковский Левша глазами повествователя, автора и читателя» по предложенным заданиям.

II. Разминка команд:

1. Почему Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего»?

2. Что роднит лесковских умельцев с былинными богатырями? Выступление представителей каждой команды оценивается баллами.

III. Первый тур: «Жанровые особенности сказа».

1. Объясните, почему произведение названо автором «сказом».

2. Поясните, в чем был прав писатель, говоря о басенном складе произведения. Здесь учащимся предлагается подумать над тем, что есть поучительного в сказе, привести примеры проявления реальности и фантастики в сказе.

3. Найдите черты разных жанров в повествовании: анекдота, повести, сказки. Покажите, в чем наблюдается несовпадение произведения с законами данных жанров.

4. Чем близок сказ произведениям устного народного творчества? Какие фольклорные образы нашли отражение в сказе (индивидуальное задание 4)?

IV. Слово учителя об образе повествователя и авторской позиции в художественном произведении. Важно еще раз разграничить понятия «автор», «образ автора», «повествователь». Несовпадение позиций автора и повествователя помогает читателю понять идейное звучание произведения, оттеняет существующие взгляды на происходящее. Повествователь может быть просто рассказчиком, иногда резко отличающимся по своим взглядам на мир от автора, иногда — участником событий.

Записи в тетрадях:

«Повествователь — герой, от лица которого ведется повествование, сообщается о произошедших в прошлом событиях.

Образ автора в произведении — голос писателя, выражение его отношения к описываемому, взгляд на события и героев».

V. Второй тур: выразительное чтение начальных глав и заключительной главы сказа. Оценивается техника чтения, участников просят обратить внимание на лексику, синтаксис, подумать об авторском отношении к народу, левше, чиновникам, императорам, атаману Платову.

VI. Третий тур: «Образ повествователя и авторская позиция в сказе».

1. От какого лица ведется повествование? Что можно сказать о социальном положении этого человека? Кем является повествователь в сообщаемой им истории?

2. Может ли совпадать позиция автора и повествователя? Какие черты отличают речь повествователя? Что характерно для речи автора, его замечаний в тексте сказа? Сделайте вывод о простоте, разговорных интонациях, народном словотворчестве, искажениях понятий в речи повествователя и о литературной речи автора.

3. Каким вы видите сказителя? Нарисуйте его словесный портрет.

4. Как передает картину происходящего, жизни народа повествователь? О чем здесь же сказал бы автор?

Делается вывод о том, что повествователь активно обращается к слушателям, привносит свою личностную оценку в описываемые события, он больше рассказывает о событиях, чем выражает свои чувства. Повествователь передает облик действующих лиц, обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героев, характеризует героев. Следует обратить внимание на то, что в первой части сказа преобладает позиция повествователя, а в финале произведения все более отчетливо звучит голос автора.

Завершение работы:

1. Самостоятельно озаглавьте и прокомментируйте несколько смешных и грустных страниц сказа. 2. Поразмышляйте над тем, в чем причина трагедии Левши. Предположите, как на этот вопрос ответили бы повествователь, автор. Что думают по этому поводу читатели?

Далее учащимся предлагается перейти к обсуждению иллюстраций Кукрыниксов, Н. Кузьмина, И. Глазунова.

VII. Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по сказу «Левша» (индивидуальные задания 4, 5, 7, 8 учебника);

2) прочитать рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.