logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: обобщить представления учащихся о национальных чертах русского человека и их отражении в произведениях русской литературы; раскрыть многообразие идейного содержания рассказа.

Основные виды деятельности: беседа по вопросам; анализ внутренней речи героя; межтекстовый анализ.

Термины: рассказ, ирония.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания (индивидуальные задания учебника 4, 5, 7, 8) и чтение послания от имени героя к императору (индивидуальное задание 10) помогут оценить понимание шестиклассниками сказа «Левша» и обобщить основные проблемы, поставленные в произведении. Важно обратить внимание учащихся на то, что судьба Левши — это пример равнодушия власти к народу в целом и к личности конкретного человека. В то же время Левша Лескова, не произнося громких слов, добросовестно служит Отечеству, которое для него связано со словами «дом», «семья», «родители», «вера», со всем укладом жизни русского человека. Царю не докладывают о словах Левши потому, что каждый из тех, кто мог это сделать, боялся за свое положение. О похожем в чем-то случае страха за себя, ложного патриотизма, равнодушия к человеку, готовности закрывать глаза на очевидные вещи во имя собственного спокойствия и карьеры идет речь и в другом произведении Н. С. Лескова — рассказе «Человек на часах».

II. Чтение учителем первой главы рассказа и беседа, направленная на осмысление экспозиции рассказа, позиции героев, мотивации их поведения в произведении. Примерные вопросы:

1. С чего начинается рассказ «Человек на часах»?

2. От чьего лица ведется повествование?

3. О чем говорится в предисловии к рассказу?

4. Как вы думаете, является ли герой рассказа героическим лицом, а его история и ее развязка оригинальными? Свой ответ обоснуйте.

5. Почему автор, с одной стороны, указывает на произошедшую историю как на исторический анекдот, а с другой — говорит о том, что в рассказе нет никакого вымысла?

6. В какое время происходит действие в рассказе? Найдите в тексте указание на то, к какому времени относятся описываемые в рассказе события.

7. Что вы знаете об эпохе, упоминаемой повествователем?

Важно отметить указание на вымышленность событий, которые, подобно сказке («Сказка — ложь, да в ней намек...»), придуманы автором, но передают при этом подлинную атмосферу времени. Авторская ирония подчеркивает трагизм происходящего.

III. Пересказ содержания рассказа необходим, чтобы восстановить последовательность событий, причинно-следственные связи. Здесь можно остановиться на жанровой природе произведения.

1. К какому жанру можно отнести произведение писателя «Человек на часах»?

2. В чем «анекдотичность» случившегося?

3. Какой эпизод положен в основу рассказа?

4. Какие поступки героев, на первый взгляд, оказываются странными, лишенными смысла?

5. Поясните слова «офицер инвалидной команды» (офицер, дежурящий по району), «гуманист», «карцер», «обер-полицмейстер» (начальник полиции), «лазарет», «либерализм» и дайте толкование образным выражениям «пойдет горячка», «всякая вина виновата», «сам владыка», «выйти сухим из воды», без которых понимание произведения будет неполным.

IV. Беседа по вопросам поможет понять поступки и состояние персонажей:

1. Подумайте, чем встревожен каждый из героев.

2. Что объединяет всех «провинившихся»?

3. Как мог быть решен вопрос с Постниковым, спасшим человека?

4. Как на самом деле была разрешена ситуация? Познакомьтесь с комментариями к рассказу.

5. Почему подвиг другого офицера в рассказе был представлен царю как спасение им погибающего?

6. Какие чувства испытывает каждый из героев рассказа?

7. Как сложилась судьба Постникова? Почему наказан герой?

8. Для чего подполковник Свиньин навещает героя в лазарете и дает ему фунт сахару и четверть фунта чаю? Почему солдат доволен и благодарен?

V. Обобщение и подведение итогов урока.

Следует в заключение остановиться на смысле названия, объяснить, почему оно было изменено (вместо «Спасения погибавшего» — «Человек на часах»), пояснить авторскую позицию: «Я думал о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы оно ни было».

VI. Подготовка к письменной работе сопоставительного характера: «Левша и Постников: сходства и различия».

Примерные вопросы для сопоставления персонажей:

1. Какими людьми были левша и Постников? При ответе на этот вопрос используйте цитаты из рассказов.

2. В каких поступках выявляются лучшие качества героев?

3. О чем хотел сказать читателю Н. С. Лесков, повествуя о судьбах своих героев Левши и Постникова?

4. Какие чувства вызывают рассказы о судьбах Левши и Постникова?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.