logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: показать роль истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне в повествовании, раскрытии характеров героев и идейно-эмоциональном содержании произведения.

Основные виды деятельности: чтение фрагментов; беседа по вопросам; творческая работа; сопоставительный анализ.

Термины: символический образ.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания, чтение миниатюр «Описание Блудова болота». Еще раз необходимо обратить внимание на описание как тип речи и на использование описания для изображения какого-либо явления действительности, в том числе пейзажа. При анализе работ шестиклассников следует отметить их обращение к простым предложениям (часто к назывным, неполным), употребление существительных, прилагательных, глаголов несовершенного вида, позволяющих передать статичность, вневременность описания.

II. Выразительное чтение учителем рассказа о ели и сосне поможет начать разговор о философском звучании произведения, символических образах деревьев в повести. Желательно рассмотреть в классе фотографию, сделанную М. М. Пришвиным: «Ель и сосна на Блудовом болоте».

Вопросы для обсуждения:

1. О каких деревьях рассказывает писатель? 2. Как они оказались на Блудовом болоте? 3. Почему так тяжела жизнь ели и сосны? 4. Какова роль ветра в истории деревьев? 5. Подумайте, только ли ветер виноват в их тяжелой судьбе. 6. Какая мысль важна М. М. Пришвину, включившему рассказ о деревьях, растущих вместе, в повествование о Насте и Митраше? 7. Какой прием использует писатель, соединяя мысль о деревьях, сосуществующих в нелегкой борьбе друг с другом, с мыслью о человеке, его жизни? 8. Почему глава заканчивается описанием борьбы двух деревьев, которой, кажется, нет конца? 9. Дайте определение понятия «символический образ». 10. Что такое притча? В чем близость рассказа о ели и сосне к притче? 11. Сопоставьте рассказ о ели и сосне со сказкой В. М. Гаршина «Attalea princeps». Как в сказке писателя было показано противоборство деревьев? Объясните, почему рассказ о деревьях дан перед ссорой детей? Далее следует обращение к индивидуальному заданию 4.

III. Пересказ фрагмента «Жизнь Травки и Антипыча». Внимание учащихся обращается на последовательное повествование о событиях, необходимость выделения завязки, развития действия, кульминации и развязки в этой истории. С целью развития коммуникационных навыков можно предложить шестиклассникам составить несколько основных вопросов, направленных на раскрытие образов Травки и Антипыча, ответы на которые будут найдены в классе. Далее учитель обращается к проверке вопроса 10 домашнего задания.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Сопоставьте прежнюю жизнь Травки у лесника и существование собаки без хозяина, ее противоборство с волком.

2. В чем видела Травка смысл жизни? Почему она искала Антипыча? 3. Как раскрывается образ Травки в повествовании? 4. Какую роль играют образы Травки и Антыпыча в повести? 5. В чем заключалась мудрость слов Антипыча?

IV. Выразительное чтение в классе кульминации повести, эпизода «Травка спасает нового Антипыча». Беседа по вопросам:

1. Почему Травка приходит на помощь человеку? 2. В чем причина того, что после смерти Антипыча в каждом человеке Травка пыталась увидеть своего хозяина? 3. Какую правду шепнул Антипыч собаке? 4. Какие силы природы пугают, а какие спасают детей? 5. Поясните, какие моменты учитывает Митраша, чтобы быть теперь осторожным и действовать обдуманно, увидев Травку. 6. В чем заключается сила любви и веры? 7. Почему Травка поверила, что перед ней «прежний прекрасный Антипыч»?

Для обсуждения образа Серого Помещика в повести можно использовать выборочный пересказ (Митраша о Сером Помещике, победа над Серым Помещиком и ее символическое значение).

Примерные вопросы:

1. В чем заключалась сила волка?

2. Кто противостоит Серому Помещику в повести?

3. После чего удалось Митраше справиться с Серым Помещиком?

4. Вопрос 11 учебника.

5. Почему Митрашу стали называть героем?

V. Выполнение творческой работы по цитате «Правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвященной закреплению материала о философском звучании повести, поможет учащимся попытаться выразить видение автором сути человеческой жизни. На уроке могут быть прочитаны начальные варианты работы, окончание работы может быть продолжено дома.

VI. Обобщения и выводы по уроку, ответы на вопросы: 1. Какие важные выводы прозвучали в сказке-были? 2. Какие значимые законы жизни переданы писателем через символические образы повести?

VII. Домашнее задание: ответить устно на вопросы 1, 2, 13, 14 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 7 (по выбору учащихся).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.