logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Н. М. Рубцова; закрепить представление об образе родины в пейзажной лирике.

Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения.

Термины: лирика, лирический герой.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о Н. М. Рубцове. Учитель напомнит о стихах русских поэтов, в которых тема родины раскрывается через описание русской природы. Эта традиция была продолжена Рубцовым — одним из крупнейших русских поэтов XX века. Учитель может прочитать стихотворения Рубцова и провести работу по каждому из них отдельно с кратким заключительным словом в конце. Возможен следующий вариант урока: стихотворения читаются разными учениками одно за другим, а затем начинается работа по сопоставлению текстов, выявлению общих настроений, образов, средств выразительности.

II. Чтение вступительной статьи о писателе и ответы на вопросы, помещенные после статьи.

III. Чтение и анализ стихотворения «Звезда полей» с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие образы вы представляли во время чтения?

2. Какой пейзажный образ является центральным? Найдите в тексте описание звезды. Какими качествами наделен этот образ?

3. Почему свет звезды необходим лирическому герою? Только ли ему нужен этот свет? Почему так дорога поэту не просто звезда, а «звезда полей»?

IV. Чтение и анализ стихотворения «Листья осенние» с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Какое время года описывает автор? Какими словами передает поэт состояние природы? Соответствует ли ему состояние души человека? Докажите свою мысль цитатами из текста.

2. Объясните смысл выражения «Сладко в избе коротать одиночества время». Почему лирическому герою дорого одиночество? Долго ли длится это состояние в природе, в жизни человека?

3. Обратите внимание на название стихотворения. Привычно ли такое расположение слов? Поменяйте слова местами. Что изменится? Найдите в тексте примеры необычного расположения слов, попробуйте объяснить их значение.

V. Работа над выразительным чтением стихотворений Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».

VI. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.

В основе стихотворений Н. М. Рубцова — образ «тихой», «светлой» родины, с ее неброской красотой и тысячелетней историей. Лирика Рубцова продолжает традиции Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, сумевших приоткрыть таинственную жизнь мироздания. От С. А. Есенина пришел в лирику Рубцова мотив единства всего живого. В стихах поэта запечатлен нравственный кодекс народа: преданность добру и красоте, трудолюбие, любовь и уважение ко всему окружающему. Не случайно в его произведениях широко используется свойственная философской лирике абстрактная лексика («красота», «увяданье», «страданье» и т. д.), образы, создающие впечатление скрытой в мире тайны («ночь», «тишина», «сон», «луна», «ветер»), и усиливающие это ощущение эпитеты («светлая печаль», «грустно», «странно», «таинственная сила» и др.). Один из излюбленных образов Рубцова — свет. Это свет покоя, гармонии («В горнице моей светло...»), доброты, веры и стойкости («Русский огонек»), свет родной земли («Звезда полей»).

Есть еще один значимый для понимания лирики Рубцова образ — душа. Поэт сумел запечатлеть в своих стихах высокий труд души, ее сложнейшие состояния, процесс постижения человеком себя самого и открытие тайн мира.

«Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений», — так определил свое понимание лирики H. М. Рубцов.

Стихи Рубцова отличаются простотой и органичностью формы. В них нет ярких красок, броских деталей. Здесь чаще всего — полутона, не цвет, а неяркий свет. Природа описана в пограничных состояниях — на грани дня и ночи, осени и зимы. Пейзаж в стихах Рубцова не просто фон для описания настроений человека.

Лирический герой — часть природы, его состояние созвучно состоянию окружающего мира.

Стихи мелодичны. Часто используются различные повторы, придающие стиху особую напевность.

VII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Н. М. Рубцова (по выбору учащихся).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.