logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Задачи: познакомить шестиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения и образе автора-творца.

Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; сопоставление художественных описаний.

Термины: герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор, аллегория.

Этапы урока:

I. Вступительное слово об образе человека в литературе и об основных задачах курса литературы в 6 классе: читать литературные произведения, находить в тексте необходимую информацию о героях и авторской позиции, давать устную и письменную характеристику персонажей литературного произведения и выражать свое отношение к ним.

II. Знакомство с учебником. Представление обложки, форзацев, оглавления учебника. Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»).

III. Чтение вступительной статьи учебника «Образ человека в литературе».

Сопоставление двух художественных описаний (психологического состояния человека в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» и картины природы в стихотворении А. А. Фета «Печальная береза...»).

В процессе работы над вступительной статьей обобщаются ранее полученные представления о героях произведений фольклора и литературы (например, об образе главного героя народных и литературных сказок) и изобразительно-выразительных средствах (аллегория, метафора, сравнение, эпитет и др.).

IV. Беседа по вопросам учебника.

Для закрепления материала вступительной статьи можно использовать вопросы и задания учебника (1, 2, 3). Попутно повторяются знания о заглавном образе литературного произведения, развивается навык различения главных и второстепенных персонажей.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?

2. Какой вид искусства требует особенно активной работы воображения? Прослушайте фрагмент музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какую картину вы представили, слушая эту музыку? Какое место в этой картине отведено человеку?

3. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?

V. Выполнение творческой работы (индивидуальное задание 3 учебника).

Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвященной закреплению материала об образе человека в искусстве, можно начать на уроке и продолжить дома. На уроке выполняется часть задания, связанная с обсуждением аллегории С. Боттичелли «Весна». Другие примеры художественных картин-аллегорий учащиеся подбирают дома, используя справочную литературу и поисковые системы в Интернете.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать мифы «Прометей», «Яблоки Гесперид» и познакомиться с комментариями к ним; 2) ответить устно на вопросы 1, 2 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 учебника (по выбору).

Задачи: обогатить представления шестиклассников о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера; закрепить навыки выразительного чтения.

Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ фрагментов поэтического текста; выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.

Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой.

Этапы урока:

I. Вводная беседа на выявление особенностей восприятия учащимися отрывков из «Песни о нибелунгах». Можно использовать вопросы 1 и 2 учебника, обращающие шестиклассников к описанию средневекового замка и главных героев.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Понравились ли вам отрывки из «Песни о Роланде», которые вы самостоятельно прочитали дома? Возникли ли сложности при чтении? Что было непонятно?

Учащимся следует сказать о том, что отрывки из «Песни о Роланде» даны в современном переводе, поэтому язык поэмы им в основном понятен и не вызывает особых затруднений при чтении.

2. Что вам показалось особенно интересным в описании жизни средневековых рыцарей?

3. Что вам известно об эпохе Средневековья? Каково ваше представление об этом историческом времени? Каким было это время?

4. Кто из персонажей «Песни о нибелунгах» вызвал ваши симпатии? Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой создатели произведений героического эпоса?

II. Комментированное чтение и анализ фрагмента «О том, как Зигфрид был убит» с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника, а также дополнительных вопросов и заданий:

1. В описании Зигфрида особо подчеркивается, причем неоднократно, его красота. Однако можно ли представить себе внешний облик героя? Докажите, что и в этом произведении героического эпоса отсутствуют портретные описания.

2. Что общего в описании «неистового» Роланда и «рьяного» Зигфрида? Чем отличаются друг от друга эти герои?

3. Какие сложности, противоречия отмечены в характеристике Зигфрида? Сделайте вывод о том, чем отличается этот герой от фольклорных (сказочных) персонажей. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш вывод.

Шестиклассники уже сопоставляли персонажей фольклорных и литературных сказок (например, при изучении сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе). В «Песни о нибелунгах» они могут найти краткие психологические характеристики Зигфрида, отличающие этого героя от фольклорных персонажей, и даже небольшой внутренний монолог:

<...> Взор Зигфрида туманили то счастье, то слеза.

Он сокрушенно думал: «Напрасные мечты!

Меня своей любовью не осчастливишь ты,

А без тебя в могилу сведет меня тоска».

То в жар, то в дрожь от этих дум бросало смельчака.

III. Выразительное чтение фрагментов «Песни о нибелунгах» (по выбору учащихся) с учетом основной исполнительской задачи — передать при чтении любование героем, восхищение его красотой и мужеством, отвагой и благородством.

IV. Работа с иллюстрацией к «Песни о нибелунгах», помещенной в учебнике (репродукция картины К. Васильева «Зигфрид»). Шестиклассникам предлагается ответить на вопросы:

1. Таким ли вы себе представляли Зигфрида? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами.

2. Какое воинское снаряжение было у Зигфрида? Найдите примеры из текста, которые помогли бы вам нарисовать портрет «воителя».

Можно предложить шестиклассникам нарисовать свои иллюстрации к «Песни о нибелунгах».

V. Домашнее задание: прочитать фрагменты из карело-финского эпоса «Калевала» («Создание Сампо кузнецом Ильмариненом», «Бой за Сампо»).

Индивидуальные задания:

1) выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (по выбору);

2) подобрать или подготовить собственные иллюстрации к «Калевале».

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.