logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: закрепить представления учащихся об эпических поэмах Гомера и особенностях изображения героического характера в античной литературе; развивать навык устного рассказа о литературном герое с использованием цитирования.

Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения; ответы на вопросы учебника; составление плана рассказа о герое с использованием цитат.

Термины: миф, мифология, эпическая поэма, герой, гипербола, сравнение, цитата.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания включает несколько видов работы, поэтому может быть распределена по всему уроку:

1) рассказы учащихся о Полифеме;

2) пересказ эпизода освобождения из плена;

3) пересказы других эпизодов из «Одиссеи», демонстрирующих лучшие качества «хитроумного» Одиссея (индивидуальное задание);

4) представление произведений изобразительного искусства, иллюстрирующих отдельные эпизоды «Илиады» и «Одиссеи» (повторение сюжета поэм).

II. Комментированное чтение и анализ отрывка «Одиссей у циклопа» по вопросам 1, 4—6 учебника. Особое внимание при этом обращается на приемы изображения Полифема (гипербола) и Одиссея (эпитеты), способы выражения авторского отношения к главному герою, а также на связь поэм Гомера с произведениями фольклора (например, прием повтора).

III. Анализ особенностей языка и ритма поэм Гомера (работа над выразительностью чтения).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какие образы преобладают в произведениях античной литературы? Какие боги древних греков упоминаются в поэмах Гомера? Какое участие они принимают в развитии событий?

2. Назовите незнакомые вам имена собственные, встретившиеся в тексте. В каких печатных и электронных справочниках можно найти информацию об этих именах?

3. Какие средства создания художественного образа используются в поэмах Гомера? Приведите наиболее запомнившиеся вам примеры.

4. В чем своеобразие ритма гекзаметра? Что такое цезура? Попытайтесь воспроизвести ритм гекзаметра при чтении отрывка из поэмы Гомера «Одиссея».

IV. Составление плана рассказа об Одиссее с использованием цитат из поэмы (работа в тетрадях). Уже знакомый шестиклассникам вид деятельности осложняется подбором цитат (преимущественно неполных) из сложного по содержанию и структуре поэтического текста. Примерный вариант плана:

1. Происхождение Одиссея, его родители Лаэрт и Антиклея. Другие имена героя (Лаэртид, сын Лаэрта; в римской мифологии — Улисс).

2. Связь с древнегреческими богами «богоравного» Одиссея (отец Антиклеи, Автолик, был сыном бога Гермеса, открывшего Одиссею тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки; покровительницей Одиссея была богиня Афина Паллада).

3. Основные события в жизни героя: а) отказ от участия в Троянской войне после женитьбы на Пенелопе и рождения Телемаха; б) участие в мирных переговорах с Троей; в) Одиссей во время осады Трои, «разрушитель городов» (похищение статуи Афины Паллады, находящейся в Трое, и мысль о постройке деревянного коня); г) десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину после падения Трои (сражение на земле киконов, пленник Полифема, гость на острове бога ветров Эола, пленник волшебницы Кирки, проход между Сциллой и Харибдой, семилетний плен на острове нимфы Калипсо, присутствие на пиру феакийского царя Алкиноя, возвращение на родную Итаку).

4. Версии о судьбе героя: а) мирно скончался в Этолии; б) был убит Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, который смертельно ранил не узнанного им отца, а затем увез его тело на остров к Кирке.

5. Образ Одиссея и средства его создания: а) отсутствие подробных портретных характеристик; б) описание действий героя, характеризующих его как человека умного, хитрого, дальновидного, смелого, практичного, ловкого, изобретательного, любящего свою родину и свой дом, обладающего чувством товарищества, умением обходиться с людьми, даром красноречия.

6. Авторское отношение к Одиссею (эпитеты «богоравный», «хитромудрый», «многострадальный»).

7. Одиссей как «вечный» образ воина, мудреца, защитника своей родины и своего дома, вечного странника. Использование слова «одиссея» в нашем повседневном общении и в названиях художественных произведений (цикл научно-фантастических романов А. Кларка «Космическая одиссея», приключенческий роман Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и др.).

Работа над планом может быть дополнена вопросами, связанными с образом Одиссея в произведениях изобразительного искусства и кинематографа.

V. Заключительное слово учителя о героях эпических поэм Гомера и о поучительном характере произведений античной литературы.

VI. Домашнее задание: подготовить устный рассказ об одном из героев поэм Гомера.

Индивидуальные задания:

1) подготовить краткое сообщение на тему «Эней» (по книге Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» и по фрагментам поэмы Вергилия «Энеида»);

2) подобрать иллюстративный материал по теме «Герои мифов разных народов в искусстве» (отрывки из литературных произведений, репродукции картин, фотографии скульптурных композиций, фрагменты из кинофильмов).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.