logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задачи: развить представления учащихся об образе человека в древнерусской литературе; дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.

Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; анализ основных образов повести.

Термины: житие, легенда, сказание, предание, идеальный образ.

Этапы урока:

I. Вступительное слово о жанрах древнерусской литературы, особенностях изображения человека в литературе Древней Руси, значимости для древнерусской литературы образа идеального героя. Слово учителя может быть дополнено чтением фрагментов вступительной статьи учебника. Шестиклассники должны познакомиться с текстом «Повести о Петре и Февронии Муромских», ответить на вопросы о жанровой природе повести, увидеть специфику древнерусской литературы, найти в тексте «Повести» черты разных жанров, вспомнить об образе идеального героя в летописных сказаниях.

Объявлению темы урока может предшествовать беседа о семье и об отношении супругов друг к другу в Древней Руси. Возможно обращение к отдельным цитатам о выборе жены и о построении семьи из «Домостроя». О том, какие качества необходимы для семейной гармонии и порядка в стране, какой должна быть личность, являющаяся примером для других, что такое настоящая любовь, какие отношения являлись идеальными, по мнению средневекового человека, можно узнать, обратившись к «Повести о Петре и Февронии Муромских» известного писателя XVI века Ермолая-Еразма, который в своих трактатах, написанных до «Повести...», говорил о необходимости следовать идеалу милосердия и христианской любви, участвовать всем сословиям в благоустройстве общества, устанавливать сильную царскую власть, подразумевающую высокую степень ответственности царя за подданных перед Богом.

II. Чтение повести и анализ ее сюжетной основы. Для обсуждения сюжета произведения можно использовать следующие вопросы:

1. Сколько частей можно выделить в «Повести...»?

2. О чем рассказывается в каждой из них?

Далее можно обратиться к вопросам 1, 2 учебника. Шестиклассники вспомнят героев и восстановят последовательность событий, после чего необходимо обратиться к анализу образов главных героев.

III. Анализ образов главных героев повести.

Графическое изображение круга действующих лиц повести поможет лучше представить их взаимодействие в произведении, перейти к детальному разговору об образе идеального героя повести. Учащимся предлагается подобрать фрагменты, связанные с каждым из героев, проследить по тексту отношения между героями повести, их обращения друг к другу, выписать слова, характеризующие каждый образ, оценить через поступки героев их позицию и отношение к миру и близким.

Вопросы и задания 3—9, 12, а также индивидуальные задания 3, 4 учебника помогут глубже понять поступки и образы героев повести.

Дополнительные вопросы:

1. Какими чертами героической личности обладает князь Петр?

2. Как показаны в повести отношения мужа и жены, братьев, правителя и бояр?

3. Как образ змея и образы бояр помогают раскрыть в повести образ идеальной человеческой личности?

Особый фрагмент данного урока посвящается значениям слова «идеал» и использованию этого слова в произведениях русской литературы (работа с рубрикой учебника «Мир в слове»).

IV. Обобщение и систематизация материала.

Необходимо отметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение о любви. В повести показана любовь к Богу и к человеку как высшая ценность. Чувства героини проверяются силой ее верности своему супругу: «Ничего не могу просить, только супруга моего». Отношения двух героев показаны во временнóй протяженности как складывающиеся постепенно на основе взаимопонимания, терпения, уважения друг к другу. Мудрая крестьянская девушка из простой семьи побеждает сословные предубеждения и становится княгиней. Обращение к вопросу 10 учебника поможет сделать выводы об образе справедливого правителя и идеальном образе русской женщины, соединяющей в себе силу и кротость, доброжелательность и прозорливость, преданность и готовность на подвиг самопожертвования во имя семьи, близкого человека. Князь (идеальный правитель) должен быть добросердечен, невысокомерен, мудр, религиозен, праведен, справедлив. Он должен править благочестиво, помнить о Божественных заповедях, вести себя как чадолюбивый отец.

V. Краткое сообщение об особенностях раскрытия образа девы Февронии в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (с прослушиванием фрагментов из оперы), а также об отражении сюжета повести в произведениях изобразительного искусства.

Уже в 6 классе отмечаются такие особенности всех памятников древнерусской литературы, как патриотизм и глубокая человечность (гуманизм), злободневность тематики и открытая поучительность. Учащиеся вспоминают, что поучительный характер отличал и произведения других древних литератур (например, древнегреческой).

VI. Домашнее задание:

1) прочитать «Повесть о житии Александра Невского» или «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (по выбору);

2) подготовить рассказ об одном из героев древнерусской литературы (портрет, характер, поступки).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 6 учебника (по выбору).

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.