logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Тип урока: интегрированный урок литературы с ОБЖ.

Цели урока:

Обучающие:

познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности;

развивать навык самостоятельной работы с текстом;

выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;

учить умению работать с текстом и дополнительной литературой;

раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Развивающие:

совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений, чтения по ролям, инсценировки и т.д.;

рзвивать умение составлять план текста;

развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

работать над развитием творческих способностей учащихся;

познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательные:

вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей;

помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

Формы работы:

в группах;

общеклассная;

индивидуальная.

Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к викторине «Самый внимательный читатель».

Оборудование: тексты рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»  (Литература. Учеб. хрестоматия для 5 кл. ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф. Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, звуки голосов птиц; кроссворд;
предметы для инсценирования эпизода (рюкзак, ружьё, патронташ и др.); толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Сообщение темы, эпиграфа, цели. Запись темы в тетради. 

II. Этап изучения нового материала

Учитель литературы: 

1. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве

Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом  «Васюткино озеро». Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в  Красноярском  крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Ребята, давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель.

– Задайте вопросы о писателе, ответы на которые вам хотелось бы узнать?

2. Сообщение учеников о писателе.

Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Из родных мест ушёл на фронт, сражался, был тяжело ранен. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий». В 1959-1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. 
Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..». Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь-рыба» (1972-1975), одного из самых значительных произведений писателя.   В 1969-1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические – «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости меня».  Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске. 

– Я, надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». 

3. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»

«Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения.

4. Викторина «Самый внимательный читатель».

5. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном:

– Понравился ли вам рассказ?
– Что больше всего запомнилось?

6. Прослушивание плана по рассказу.

III. Работа с текстом рассказа

Учитель литературы:

– Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий?
– В чём он видит причину оскудения его? 
– Чем занимается бригада Шадрина? 
– Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли?
– Каким видит Васютка своего отца?
– С какой цель уходил Васютка в лес?

1. Посмотрим, как это было (инсценировка «Сборы Васютки в тайгу»).

– О каких «таёжных законах» напоминает Васютке мать? 
– Почему, по-вашему, могли появиться такие правила?

2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов)

Учитель литературы:

– С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) 

3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123-124):

– Назовите глаголы, которые использует автор в этом эпизоде. 
– С какой целью автор использует многочисленные глаголы? 
– Что вспоминает мальчик во время охоты на глухаря?

Учитель литературы: Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..»  

– Почему тайга напоминает Васютке море?

IV. Физкультминутка (проводит учащийся).

Учитель ОБЖ: Давайте рассмотрим животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе. (Класс разделён по  группам: «лесники», «охотники», «рыбаки»).

V. Всем группам даются задания:

Задание «рыбакам»: Найти породы рыб, встречающихся в рассказе.

Задание «охотникам»: Найти птиц, встречающихся в рассказе.

Задание «лесникам»: Найти животных, которые упомянуты в произведении. (данное задание учащиеся должны были выполнить заранее при прочтении произведения)

Учитель ОБЖ: 

– Перечислите  породы рыб, встречающихся в рассказе. Давайте с ними познакомимся.
– Угадайте, о какой птице идёт речь? 
– Перечислите всех птиц, встречающихся в рассказе. Давайте с ними познакомимся. 
– Давайте послушаем их голоса и звуки, которые они издают и постарайтесь назвать этих птиц. 
– Назовите животных, упомянутых в произведении. 
– Как вести себя при встрече с хищным животным? 

Учитель ОБЖ:  Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.

– Почему Васютка решил идти на север?
– Как он определил направление на север не имея компаса? 
– Почему Васютка стремился выйти к реке?
– По каким приметам Васютка выходил к реке? 
– Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили?
– Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге? 
– Какие оплошности допустил Васютка и к чему они привели?

Учитель литературы: «Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? 

Учитель литературы: Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему?

– Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека. 
– Почему озеро стали называть Васюткиным? 
– Что помогло герою выйти к Енисею, к людям, найти семью?

VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф):

Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.

В.П. Астафьев

Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро. Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Учитель ОБЖ: (предлагает учащимся ответить на вопрос и сделать вывод) Благодаря чему Васютка смог выжить в тайге? 

VII. Домашнее задание: 

По литературе:

составить словарь неизвестных, новых слов;

нарисовать иллюстрацию к произведению.

По ОБЖ:

разгадать кроссворд (карточки с кроссвордами раздаются всем учащимся)

составить кроссворд («Птицы тайги», «Рыбы  Енисея»).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.