logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе

Методы: сообщения, составление конспектов.

Ход урока

1. Оформление тетради

2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина

3. Вопросы по прослушанному сообщению:

Какое учебное заведение, в котором он сам учился. Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? (Царскосельский Лицей).

Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского)

Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и «Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка).

Почему Салтыков-Щедрин получил прозвище «вице-Робеспьер»? (Служил вице-губернатором в Рязани и Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов).

4. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением Салтыкова-Щедрина. Автор выбирает для его написания жанр политической сказки, использует новые приемы и способы изображения в литературе.

О каком городе идет речь в этом романе ? (город Глупов)

Как появляется это название? (По имени народа, его создавшего)

Кто и при каких обстоятельствах дал название глуповцам? (Князь, к которому обратился народ головотяпов с просьбой о «володении» ими).

За что князь дает такое прозвище головотяпам? (Учащиеся зачитывают отрывок из учебника)

Известно, что город Глупов построен с одной стороны на семи холмах, а с другой стоит на болоте. На какие реальные города намекает Салтыков-Щедрин? (На Москву и Петербург)

Среди градоначальников города были необычные личности. В чем их необычность? (Голова одного представляла собой фаршированную колбасу; в голове у другого был органчик; третий мечтал все сделать одного размера: улицы, дома и даже мужей и жен подбирать по росту)

Кого из русских исторических деятелей (царей и их приближенных) напоминают градоначальники Негодяев, Грустилов, Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский? (Павла I, АлександраI, Николая I, Аракчеева)

Учитель: город Глупов – это собирательный образ русских городов. Автор в своем произведении доводит повествование до парадокса, сочетает не сочетаемое. Приемы, помогающие изобразить город Глупов – сатира и гротеск. Ученики зачитывают из учебника определения, записывают их в тетрадь.

Обсуждаем разницу между юмором и сатирой

В каком жанре написано это произведение?

Что такое сказка?

Почему же Салтыков-Щедрин обратился к этому жанру?

Сказка-это форма иносказания, понятная для народа и удобная для обхода цензуры.

Итог урока:

Какие же проблемы поднимает автор в этом произведении? (Народ и власть, несовершенство российских законы и отношение к ним градоначальников. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения» - иронизировал Салтыков-Щедрин).

Актуальны ли эти проблемы в современной России? Почему?

Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца, выучить определения приемов, подготовиться к тесту по тексту отрывка из романа «История одного города».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.