logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока: развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, формирование критического мышления.

Образовательная: сформировать у учащихся представления о строении и свойствах спиртов. Подвести учащихся к осмыслению понятий: спирт – технический спирт, спиртовое брожение, реакций, окисление, реакции этерификации, о полезных и вредных свойствах спиртов.
Развивающая: развивать умение и навыки обобщения и выделения главного в материале урока.
Воспитательная: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявления его преимуществ, для личности и общества. Формирование у учащихся убежденности в безнравственности пьянства и алкоголизма, закрепление отрицательного отношения к алкоголю.

Оборудование: весы, чёрные и белые метки, презентация к уроку.

Тип и вид занятия: вводный урок.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 1 мин.

Учитель: Опрос учащихся для выявления имеющихся знаний по проблеме, их мотивацию, наклонности, интересы.

Постановка проблемы 

Основополагающий вопрос: Что для нас вред, а что польза?

Проблемные вопросы:

– Важны ли знания по химии для жизни?
– Спирты социальный вред или польза для развития общества?
– Спирты в истории развития общества?

Учебные вопросы:

– Спирты – это?
– Номенклатура, химические свойства спиртов? (Таблица)

 Химические свойства одноатомных спиртов

Реакции

Этанол

Метанол

С металлами

2Na + 2C2H5OH —> 2C2H5ONa + H2

2Na + 2CH3OH —> 2CH3ONa + H2

С галогеноводородами

C2H5OH + HBr —> C2H5Br + H2O

CH3OH + HBr —> CH3Br + H2O

Этерификации

C2H5OH + CH3COOH <—>CH3COOCH2CH3 + H2O

CH3OH + CH3COOH <—> CH3COOCH3 + H2O

Межмолекулярная дегидратация

C2H5OH + C2H5OH —> C2H5 – O – C2H5

CH3OH + CH3OH—> CH3 – O – CH3

Окисление [O]

C2H5OH —> C2H5COH —> C2H5COOH

CH3OH —> CH3COH —> CH3COOH

Дегидрирование

C2H5OH —> C2H5COH + H2

CH3OH —> CH3COH + H2

Горение

C2H5OH + 3O2 —>2CO2 + 3H2O

2CH3OH + 3O2 —> 2CO2 + 4H2O

– Области применения спиртов?
– Как доказать химическим путём вред спиртов на живые организмы?

Применение спиртов

Учащихся работают с учебником. Стр.155-160

Применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений:

Его используют даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина.

В качестве сырья для получения формальдегида.

В производстве красителей, лаков и т.д.

В медицине.

Взрывчатые вещества.

В косметике и т.д.

Учитель: И всё-таки, спирты – вред или польза?

Учащиеся высказываются и на весы кладут метку (чёрную – вред, белую польза).

Учитель (подсчитав метки, делает вывод): Мы не можем дать однозначного ответа на поставленную проблему, давайте попробуем рассмотреть её поглубже в течении 4 уроков, что отводятся на тему «Спирты».

Класс делится на четыре группы. Для работы над мини проектом.

Группа медики.

Группа историки.

Группа химики.

Группы бытовые потребители.

Группам выдаются карточки с дополнительным материалом. Работа каждой группы это исследование, способ поиска информации и  оформление результатов.

Работа над мини-проектом:

Помощь каждой группе, обсуждение вопросов их исследования, способы поиска информации.

Самостоятельная работа учащихся.

 Промежуточные дискуссии, консультации учителем.

Оформление результатов проекта в виде презентаций, статей, буклетов, рисунков, фотогалереи.

"Историки”:  Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его "алькоголь”, что означает "одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. 

В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году "сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно "сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985-1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.

"Медики”:  Спирт быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию клеток, спирт вызывает их гибель:

100 граммов пива – погибает 3 тысячи клеток мозга;
100 граммов вина – 500 клеток;
100 граммов водки – 7500 клеток.

Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.

«Химики»: Проведите  химический эксперимент "влияния этанола на молекулы белков”, постарайтесь  найти причины этого явления. Результаты исследования запишите по схеме: цель – выводы – аргументы.

«Бытовые потребители»: Этанол служит не только для производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах. Этанол - один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок. Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров, органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука. Метиловый спирт применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе. Многоатомные спирты тоже применяются в химической промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль идет на производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой промышленности и парфюмерии, получают взрывчатые вещества, полимеры и т.д.

Учитель: Подводя итог нашему уроку, можно сказать, что спирты – одни из самых важных продуктов, которые когда-либо получили химики. Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые противоречиво вошли в историю человека, как спирты, и главным образом благодаря одному своему представителю – этиловому спирту.

Домашнее задание: работа над мини проектом.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.