logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цель: Придумать и изобразить дерево из предметов окружающей нас действительности, которого нет в природе.

Задачи:

Образовательная

Познакомить с приемом творческого воображения - стилизацией природных форм.

Развивающие

Развивать творческое воображение через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева.

Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.

Воспитательная

Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.

Участники: Учащиеся 8-10 лет

Оборудование: Доска, 2 стенда, столы для работы, на которых приготовлены необходимые материалы и инструменты, магнитофон.

Материалы и инструменты (по количеству участников):

Альбомный лист формата А4

Краски акварельные или гуашь

Карандаши простые ТМ

Кисть (белка, колонок) № 1,2

Емкость под воду

Ластик

Линейка 30 см.

Продолжительность занятия - 90 минут.

Перерыв - 10 мин.

План занятия:

Организационный этап (5 мин.)

Приветствие детей.

Подготовка рабочих мест.

Назначение дежурного.

Подготовительный этап (15 мин.)

Объявление темы и цели занятия.

Актуализация знаний (беседа с демонстрацией).

Упражнение на развитие внимания по теме "Дерево жизни".

Основной этап (50 мин.)

Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе.

Практическая работа (разработка эскиза в карандаше, заливка в цвете).

Организация перерыва (10 мин.)

Заключительный этап (20 мин.)

Организация мини-выставки.

Рассказы детей о своих деревьях.

Уборка рабочих мест.

Форма занятия: занятие-фантазия

Методы обучения: программируемый, приемы эвристического

Формы обучения: беседа, практическая работа

Формы организации детей на занятии: фронтальная

Содержание занятия

I. Организационный этап (5 мин.)

Приветствие детей.

Подготовка рабочих мест.

Назначение дежурного.

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии вам потребуется:

Альбомный лист формата А4

Карандаш простой ТМ

Линейка 30 см.

Ластик

Краски акварельные или гуашь

Кисть (белка, колонок) №1 и 2

Емкость под воду.

У всех рабочие места готовы? Если у вас чего-нибудь не хватает, обратитесь ко мне сейчас. Сегодня дежурить по кабинету будет (согласно списка)

II. Подготовительный этап (15 мин.)

Объявление темы и цели занятия.

Актуализация знаний (беседа с демонстрацией).

Упражнение на развитие внимания "Дерево жизни" (5 мин.).

Педагог: Тема нашего занятия "Дерево, которого нет в природе". Гуляя часто на улице, вспомните, какие вы видели деревья.

Дети: береза, тополь, рябина, дуб, клен:

Педагог: Ребята, давайте сыграем в такую игру. Я называю дерево, и если оно растет в наших северных лесах, то вы поднимаете "лес рук" и машете мне. А если такого дерева в нашем лесу не найти, то вы опускаете руки вниз. Попробуем? Береза..., Дуб..., Ель..., Сосна..., Клен..., Пальма... и т.д.

Молодцы.

Педагог показывает детям иллюстрации к книгам: "В стране не выученных уроков" и К.Чуковский "Чудо-дерево".

Педагог: Ребята, а как вы думаете, где могут расти такие деревья?

Дети: В книжках, сказках и т.д.

Педагог: Правильно, такого дерева в природе нет. Их придумали художники-иллюстраторы. И сегодня на занятии мы с вами придумаем и зарисуем дерево, которого нет в природе. Для этого сначала давайте попробуем разобраться в строении дерева.

Педагог показывает плакаты "Береза"  и "Дуб" . Вместе с детьми дает им характеристику.

Педагог: (Показывая плакат "Береза") что это за дерево?

Дети: Береза.

Педагог: Какой у нее ствол и ветви?

Дети: Ствол - тонкий, высокий, белого цвета с черными крапинками. Основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными.

Методические рекомендации: Для того чтобы получить от детей более полную характеристику, педагогу необходимо задавать наводящие вопросы, например, "Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?" и т.п.

Педагог: (Показывая плакат "Дуб") а это что за дерево?

Дети: Дуб.

Педагог: А что вы можете сказать про его строение?

Дети: Ствол широкий, невысокий, мощный. Все ветки расходятся из одного места (как пальцы на ладони) их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.

Методические рекомендации: Строение второго дерева дети должны самостоятельно описать по аналогии с предыдущим (березой), указать необходимые признаки. Задача педагога - помочь детям подобрать аналогии (на что похоже - пальцы, шапочка).

Педагог: А можно сказать, что эти деревья похожи? Если да, то чем? А если нет, то в чем разница?

Дети: Да, у обоих деревьев есть стол и ветви - основные и дополнительные. Но, можно сказать, что они не похожи, потому что, береза - высокая и стройная, а дуб - низкий с толстым стволом.

Методические рекомендации: беседа с детьми позволяет работать педагогу над обогащением их словаря. Можно ввести слова - приземистый, мощный и т.д.

Педагог: В наших северных росписях тоже можно встретить деревья. Вспомните, пожалуйста, а какие деревья - настоящие или декоративные изображали мастера?

Дети: декоративные.

Педагог показывает детям плакат "Декоративные деревья, выполненные в мезенской, пермогорской и борецкой росписях".


Педагог: Ребята, а как вы думаете, какие деревья стали прообразами этих декоративных? Почему?

Дети:

1 дерево (мезенская роспись) - береза, потому что ствол тонкий, стройный, основные ветки тянутся кверху, а дополнительные вниз.

2 дерево (пермогорская роспись) - дуб, потому что ствол широкий, мощный, веток мало и они расходятся как пальцы из ладони.

3 дерево (борецкая роспись) - тополь, потому что ствол массивный, напоминает треугольник, шероховатый, мощные основные ветви.

Упражнение на развитие внимания "Дерево жизни" (5 мин.)

Дети выполняют задание.

Методические рекомендации: при выполнении задания дети могут свободно перемещаться по кабинету, общаться друг с другом, сверять данные задавать уточняющие вопросы педагогу.

Инструкция: В кабинете находится много работ мастеров и обучающихся объединения, выполненных в различных северных росписях. Ваша задача найти и сосчитать все изображенные декоративные деревья. На подсчет вам дается 5 мин.

Педагог: А сейчас все займите свои места и назовите результаты своих подсчетов. Поднимите руку кто нашел меньше 10 деревьев?

Дети: ответы детей.

Педагог: Кто нашел больше 10, но меньше 25 деревьев?

Дети: ответы детей.

Педагог: А кто нашел больше 25?

Дети: ответы детей.

Педагог: Кто нашел все 39 деревьев?

Дети: ответы детей.

Педагог: Молодцы. Вы оказались очень внимательными.

III. Основной этап (50 мин.)

Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе.

Практическая работа (разработка эскиза в карандаше, заливка в цвете)

Организация перерыва

Педагог: Научиться рисовать окружающие вас предметы - это одно из самых приятных и радостных достижений в жизни. Вы увидели, что простое дерево можно превратить в необычное, используя различные предметы.

Демонстрация работ учащихся, выполненных ранее.

А давайте подумаем, какие еще предметы окружающей нас действительности можно использовать придумывая деревья.

Дети: овощи, фрукты, насекомые, животные, предметы быта и т.д.

Педагог: Как много предметов можно использовать для чудо-деревьев! Все деревья получились бы они разные, но принцип их построения будет один и тот же. Давайте рассмотрим схему, по которой мы будем рисовать дерево, не существующие в природе.

Педагог демонстрирует плакат-схему"Алгоритм построения дерева, не существующего в природе". 

Педагог:

Определяем высоту фигуры будущего (задуманного) дерева. Рисуем ствол.

Методические рекомендации: Для этого сначала находим середину на листе А4 и проводим прямую вертикальную линию. Сверху и снизу листа оставляем место, т.к. по правилам построения композиции рисунок от начала листа и до его конца не рисуют.

Заменяем ствол дерева на задуманный предмет, например, сапог.

Подрисовываем к стволу-сапожку основные ветки.

Заменяем основные ветки на ветки-сапожки.

Методические рекомендации: Основные ветки-сапожки могут быть различные по форме, размерам и отделке.

Подрисовываем к основным веткам сапожка дополнительные ветки-сапожки.

Методические рекомендации: Дополнительные ветки-сапожки могут быть различные по форме, размерам и отделке.

Общие методические рекомендации: В схеме пропущен этап, на котором рисуются дополнительные ветки (в виде прямых линий), но этот принцип построения такой же как и у основных веток. Чтобы дети обратили на это внимание и умели работать по аналогии, у них можно спросить: "Внимательно посмотрите на схему и скажите, что необходимо сделать перед тем как рисовать дополнительные ветки-сапожки". Ответ: "Необходимо нарисовать дополнительные ветки в виде прямых линий, опущенных вниз. А потом уже заменить их на дополнительные ветки-сапожки".

Также можно спросить у детей: "Что мы делаем когда закончили карандашный эскиз?". Ответ детей: "Мы убираем с помощью ластика все вспомогательные и лишние линии".

Заливаем в цвете дерево-сапожок.

Методические рекомендации: Педагог напоминает детям о принципе смешения цветов для получения желаемого. Также обращает внимание на то, что они самостоятельно, исходя из своего замысла, подбирают цветовую гамму.

Педагог: Сейчас каждому из вас необходимо придумать и зарисовать дерево, не существующие в природе. А также придумать название дереву и небольшой фантастический рассказ. Ребята, вам понятно в какой последовательности вы будете рисовать дерево? Если вопросов нет, то можно приступать к работе.

Общие методические рекомендации: Можно напомнить детям, что вся практическая работа делится на 2 основных этапа - карандашный эскиз и заливка в цвете. Т.к. дети работают в разном режиме, то лучше сразу обратить их внимание на то, что когда они закончат карандашный эскиз, необходимо прибраться на рабочих столах и подготовить рабочее место для работы с красками. Необходимо вспомнить вместе с детьми где и как они набирают воду, напомнить правила работы с водой и красками. 

Практическая работа.

Дети работают самостоятельно.

Методические рекомендации: Во время работы детей педагог наблюдает за их деятельностью, дает рекомендации, отвечает на вопросы. В конце практической работы педагог напоминает детям о необходимости приборки рабочих мест, контролирует как они это делают.

Общие методические рекомендации: Т.к. практическая работа достаточна длительна по времени (50 мин.), то необходимо провести 10 минутный перерыв. Этот перерыв лучше всего организовать перед началом работы в цвете (большинство ребят закончили карандашный эскиз).

На данном занятии во время перерыва дети: могли самостоятельно организовать свою деятельность (пообщаться друг с другом, рассмотреть иллюстрации чудо-деревьев, убрать рабочее место, наполнить емкость водой) или поучаствовать в игре "Расписная мозаика", организованную педагогом.

IV. Заключительный этап (20 мин.)

Организация мини-выставки.

Рассказы детей о своих деревьях.

Уборка рабочих мест.

Педагог: вы все справились с заданием. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу.

Дети вывешивают работы, педагог им помогает.

Педагог: Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные деревья у нас получились.

Дети рассказывают о своих деревьях.

Методические рекомендации: Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свое дерево. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: "А как называется твое дерево?". В конце педагог вместе с ребятами делает вывод: можно ли глядя на рисунки представленных деревьев определить что это за дерево и сказать, что оно не существует в природе.

Педагог: Молодцы. У вас получились замечательные работы.

До свидания! Дежурный проверяет все ли рабочие места прибраны.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.