logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цель: Познакомить с традициями миниатюрной живописи Палеха и процессом её изготовления.

Задачи:

Учить создавать гармоничную композицию на основе образных представлений, впечатлений и грамотно воспроизвести их в материале.

Формировать сценическое мастерство, желание подростков самореализовываться в процессе учебной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к культурным традициям русского народа, его нравам и обычаям.

Оборудование: Акриловые краски, акриловые краски (перламутр декоративный), кисти №6, №3, лак бесцветный, шкатулки, палитра, ёмкость для воды. Наглядное пособие. Расписные шкатулки, тарелки, зеркальце.           

Костюмы:

Женский костюм верхней одежды (старушки). Онучи и лапти, телогрея, кушак, тёплый платок.

Девичий костюм верхней одежды (Катерина, её подружки). Телогрея с вышивкой, яркий кушак, кокошник, платок, варежки с аппликацией, валенки с узором.

Мужской костюм верхней одежды (холостяжник). Штаны (порты), валенки, тулуп, кушак, полусферическая шапка.

Декорации: Деревенский домик (модель). Лавочка и сани. Сценический задник с изображением берёз, снега и окраины деревни. Белые драпировки (снег) и ватные шарики (комочки снега).

Ход урока

Учитель:

В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказки, как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы.
Алексей Сурков.

Автор: Павел Петрович Бажов родился и жил на Урале. Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим, опытным мастером.

Мать писателя была искусной кружевницей.

Свои детские годы Бажов описал в своей повести «Зелёная кобылка». Рассказывает он в ней о жизни ребятишек заводского посёлка, их занятиях, дружбе и ссорах, приключениях.

Учился П.П. Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. Выбор училища определялся материальным положением семьи. Из стен Пермской семинарии вышли известные уральцы - писатель Д.С. Мамин-Сибиряк, краевед и фольклорист В.П. Бируков.

В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы.

Произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю.

Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы П.П. Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая.

Старушка-рассказчица. (Сидит на лавочке)(Эпизод из сказа «Каменный цветок»).

–  Ночь-то тихая была, и снежок падал. Самое для разгулки время.

Раньше русский народ любил справлять праздники: Васильев день, Масленницу, Святки, свадьбы, много их было… (протяжно). Эти праздники, да и обычные дни сопровождались гуляньями. Тут-то веселился и потешался люд. Заводились звонкие песни с играми да танцами. Но можно было услышать грустные, мелодичные напевы и даже страдания, где чувствовалась горечь и боль. (Выдерживает паузу, как будто вспоминает прошлое).

(Эпизод из сказа «Каменный цветок»).

–  Вот и пошли Данилушко с Катенькой.(Идут держась под руку). Жених с невестой попереду, а подружки невестины с холостяжником, который на вечеринке был, поотстали маленько. Завели девки эту песню провожальную. А она протяжно да жалобно поётся, чисто по покойнику.

Катенька видит (думает) – вовсе ни к чему это: «И без того Данилушко у меня невесёлый, а они ещё такое причитанье петь придумали».

Старается отвести Данилушку на другие думки. (Катя неслышно говорит с Данилом, улыбается ему). Он разговорился было, да только скоро опять запечалился. Подружки Катенькины тем временем провожальную кончили, за весёлые принялись.

Первая подружка. (Поёт)

Загорайтесь серебро
Над конями дуги,
Рассыпайся снег, кругом,
Веселитесь, вьюги!

Вторая подружка. (Поёт)

Пусть сегодня никому
Дома ни сидится 
Выходи, честной народ,
Будем веселиться!

Третья подружка (Поёт)

На празднике нашем
Железный закон!
Хмурым, угрюмым
Вход воспрещён!
Кто умеет веселиться,
Тот и горя не боится!
В программе праздника
Песни и пляски!
Лыжи, коньки
Снежки и салазки.

Четвёртая подружка (Поёт)

Раздайся, народ,
Меня пляска берёт.
Пойду попляшу,
На людей погляжу!

Холостяжник (Кричит)

Ледяная горка – первый класс, выложена на показ!
Всем на удивленье, всем на умиленье
Кому не лень – катайтесь целый день!

Вторая подружка. (Поёт)

Ох и весело у нас,
Ноги просятся в пляс,
Или песню я спою,
Иль игру я заведу!

Старушка-рассказчица. (Эпизод из сказа «Каменный цветок»).

– Смех у них да беготня, а Данилушко идёт, голову повесил. Сколь Катенька ни старается, не может развеселить. Так и до дому дошли. Подружки с холостяжником стали расходится – кому куда, а Данилушко уж без обряду невесту свою проводил и домой пошел.

Так с той поры Данилушко и пропал.

(Эпизод из сказа «Горный мастер).

Катя – Данилова-то невеста – незамужницей осталась.

Катенька, видно, пригожая была, к ней все женихи лезут, а у ней только и слов:

Катя. (Вышла из избушки, тихо говорит).

– Данилу обещалась. Может, и придёт он ещё. Никто его мёртвым не видел, а для меня он и падавно живой.

(Идёт вдоль декораций, среди берёз и снега и поёт страдания).

Вы сыграйте разливного
Для сердца мово больного.

Ох ты, милый, где ж ты тама?
На мой голос иди прямо.

Не играй, гармонь, довольно,
От «страданья» сердцу больно.

Лягу спать – глаза закрою, 
Ох, не даёт любовь покою.

Где ж ты, милый, где ж ты тама?
А я здесь с тоски пропала. (Уходит из кабинета).

Звучит тревожная, печальная музыка с напевами русской песни.

«Иван Купала», песня «Воротечки».1 мин.20 с.

Автор:  Павел Петрович Бажов описывает в своих произведениях много историй о жизни людей и окружающую их природу. Это может быть тихая окраина деревни, где проходят чередой грустные, но полные надеждой дни Катеньки в ожидании мужа. Или искрящиеся задором и огнём снежные игры, танцы, катания с горки, с веселящимися людьми. А здесь, в воспоминаниях Кати, она и Данилушко идут рядом, а вокруг снег метёт и дорога, дорога…

Старушка-рассказчица. (Достаёт из сумы расписные шкатулки, тарелки и показывает изделия).

– А ведь такие живые то сюжеты мы и можем увидеть в Палехе – русском промысле декоративно-прикладного искусства. Возник он в Палехе Ивановской области (1924 г.).

Автор: Мастера этого промысла используют темперные краски и условную трактовку образов, идущую от иконописи.

Первой стадией письма темперными красками является роскрышь. Художник очень сочно, смешивая краски друг с другом, намечают основные формы изображения.

Затем следует прописка, то есть уточнение основных цветовых тонов и конкретизация формы. Лёгкими тёмными лмниями мастер очерчивает абрис (контур) фигуры, складки одежды, детали пейзажа и архитектуры. Светлыми красками выявляются выступающие формы предметов.

Далее идут плави, или приплески, то есть сочные мазки жидкими лессировочными красками. Плави объединяют роспись в единый колорит.

Завершается живопись бликовкой, или, по-другому, насечкой, чистыми белилами.

В палехской миниатюре насечку производят золотой краской («творёным золотом»). Золотые штрихи, линии и точки выявляют объём и детали изображения, передают сказочное мерцание. Миниатюры палешан полны чарующей красочности, безудержной динамики и впечатляющей образности, их слава разнеслась по всему миру.

Учитель:

Сейчас мы все попробуем сделать эскиз сюжетной русской картинки, где должна быть изображена динамика и эмоциональность чувств, находящихся на ней людей.

Следующим этапом будет перенесение эскиза на готовую основу (шкатулку), и добавление в сюжет красочности, яркости, но это будет на последующих уроках (Общее количество часов по данной теме - 7). Работа в миниатюре очень кропотливая и требует большего времени.

Дополнить сюжет по краю орнаментом (штрихи, линии, точки).

Далее следует покрыть шкатулку лаком.

Практическая часть урока. Индивидуальная и фронтальная работа.

Итог. Анализ работ. Соответствие работ учащихся задачам урока.

Старушка-рассказчица. (Выходит вместе со всеми участниками спектакля в центр класса).

Как устроен русский дом,
Что едали наши деды, 
В чём ходили на обеды,
В гости, в церковь, на гулянья,
На вечерние страданья.
Было много мастеров.
Что учились у отцов
Мастерству и песне,
Что певали вместе
Про красивый сарафан,
Про узорчатый кафтан,
И про игры, и про смех.
Всё делили и на всех!
Славься мастерами, Русь!
Навсегда, на все века!!!

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.