logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

Учебная: познакомить учащихся с семьей Петра I и дать краткие характеристики его родственников.

Развивающие:

а) продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, иллюстрациями.

б) способствовать развитию логического мышления, устной речи.

в) продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, обобщения и самоконтроля.

Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся уважения к русской истории, культуре, чувства прекрасного, радости в учении.

Задачи:

обучающие - формирование навыков исследовательской деятельности, умение отвечать на проблемные вопросы

развивающие - развивать у учащихся умение применять полученные на уроке знания при работе с различными источниками – письменными и электронными.

воспитательные - умение давать нравственную оценку поступкам политических деятелей

Тип урока: урок освоения новых знаний

Формы работы учащихся: работа с иллюстрациями, схемой, текстом учебника, при объяснении новой темы участвуют в обсуждении отдельных вопросов и проблем, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают при закреплении приобретённых знаний.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие).

Презентация - название темы урока 

II. Постановка цели, знакомство с планом урока 

Учащиеся комментируют тему урока и приходят к выводу о том, что объектом изучении на уроке станет семья Петра I.

III. Проверка домашнего задания. 

Что изменилось в развитии науки и образования?

Какие направления русского искусства стали развиваться при Петре Великом? Приведи примеры.

Что претерпело изменения в дворянском быту? Что появилось нового?

Какое значение имели реформы Петра I в области культуры?

Учащиеся вспоминают пройденный материал и отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы о том, что

Культура петровского времени соединяла в себе новации Петра I и традиции прежней Руси

Шло усиление светских начал и активное насаждение западноевропейских образцов

Зародилась и развивалась отечественная наука

Оформилась система образования

Расцвела художественная культура

Учитель ведет диалог, задает вопросы и комментирует ответы учеников.

IV. Новый материал.

Учитель показывает схему, где изображены жены и дети Петра Великого и знакомит учащихся с семьей Петра I. Ученики, глядя на годы жизни,

просчитывают количество лет, которые прожили близкие царя,

выявляют тех, кто пережил императора и мог претендовать на престол

Проблемное задание – был ли реальный наследник у русского императора? Кто он?

Учитель начинает более подробно знакомить ребят с семьей Петра Великого.

1. Первый брак Петра I 

Семейные дела Петра Великого были не во всем благополучны. От первого брака с нелюбимою им Евдокиею Федоровною (Лопухиной) у Петра был сын царевич Алексей, родившийся в 1690 году. В 1698 году Петр I расторг свой брак с Евдокиею и отправил ее в Суздальский Покровский монастырь, где она была пострижена под именем Елены. Там она полгода носила иноческое платье, затем стала жить мирянкой.

2. Сын Алексей

Петру некогда было заниматься своим сыном, и воспитанием царевича занимался барон Г.Гюйссен и А.Меньшиков. Он учился охотно, особенно успешно изучал иностранные языки. Учился за границей. В 1711 году царевич Алексей женился на немецкой принцессе Шарлотте Софии, которая родила дочь и сына. После смерти родителей внук ПетраI жил и воспитывался в семье деда. Алексей попал под враждебные Петру влияния. Он жалел мать, не любил отца, не стремился к учению и не понимал преобразований отца. Отец предложил ему уйти в монастырь, в ответ тот бежал в Австрию. Царевич был обвинен в измене, возвращен на Родину, отрекся от престола. Признался в государственной измене и был приговорен к смерти. Царевич Алексей умер в Петропавловской крепости в 1718 году.

3. Второй брак

По этому вопросу учащийся делает сообщение. Учитель дополняет его иллюстрациями – портретами ЕкатериныI и её дочерей Анны и Елизаветы и показом слайдов.

4. "Устав о наследии престола” 

Работа с текстом учебника на стр.167 – работа с документом "Уставом о наследии престола” Учащиеся пытаются найти ответы на вопросы после документа

Почему император решил принять этот документ?

Что давал этот документ России?

Учитель дополняет ответы учащихся. Устав о наследии престола 1722 г. - резко изменил порядок престолонаследия. Пётр I объявил: "Всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство”.

Учитель руководит деятельностью учащихся, возвращая их к проблемному заданию .

Проблемное задание – был ли реальный наследник у русского императора? Кто он? 

Учитель выслушивает версии о том, что наследником мог стать при наличии регента внук Петра I – Петр Алексеевич. Возможно, что некоторые ученики назовут императрицу или её дочерей в качестве наследниц.

Учитель делает вывод: Пётр умер и не успел объявить наследника, то создал напряжённую ситуацию, приведшую к борьбе за трон в эпоху дворцовых переворотов.

V. Рефлексия.

Каждый ученик выставляет сам себе итоговую отметку за урок и отвечает на вопрос: "Что нового ты узнал сегодня на уроке?”.

VI. Домашнее задание: учащиеся записывают задание в дневники параграф 25

VII. Выставление оценок.

VIII. Окончание урока.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.