logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

Познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII- XX вв.

На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре.

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ.

Задачи урока:

Рассмотреть историко-культурное развитие России XVIII- XX вв.

Рассказать о выдающихся деятелях русской культуры XVIII- XX вв.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Фрагмент фильма о Санкт-Петербурге;

Презентация к уроку «Величественный Петербург»;

Иллюстрации архитектурных и скульптурных памятников;

Раздаточный материал для работы в разноуровневых группах.

Ход урока

Город Змеи и Медного Всадника,
Пушкина город и Достоевского, Ныне, вчера,
Вечно – единый,
От небоскребов до палисадника,
От островов до шумного Невского, –
Мощью Петра,
Тайной – змеиной!
В. Брюсов. «К Петрограду» (1916)

В начале урока на экран проецируется фрагмент фильма о Петербурге (2,5 мин.)

I. Вступление.

Историк. Сегодня у нас не обычный, а интегрированный урок, объединяющий два предмета – мировую художественную культуру и литературу, которые тесно связаны одной темой – величественный Санкт-Петербург. Мы будем говорить о Петербурге как об архитектурном памятнике мировой культуры – городе-музее под открытым небом, мы будем восхищаться его совершенной красотой. Вы получите представление о художественных стилях барокко и классицизм.

Филолог. Но город – явление неоднородное и неоднозначное. В нем есть парадные улицы, площади и фасады дворцов – и тихие старинные закоулки; официальная часть – и повседневная. И увидеть город можно по-разному: глазами человека влюбленного или одинокого; глазами человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним – и глазами приезжего, экскурсанта. Художники слова более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевленное, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается у разных авторов очень разным. И сегодня вы увидите, каким предстает Петербург в творчестве поэтов Серебряного века – Брюсова, Блока, Мандельштама и Ахматовой.

Историк. Но прежде, чем вы будете знакомиться с Петербургом, проведём игру. Я произнесу слово «Петербург…», а вы напишите, пожалуйста, свои ассоциации, которые возникли у вас в воображении в связи с этим городом.

Филолог. А в конце урока вы напишете синквейн и в нём выразите свои впечатления о Петербурге, который вы узнаете сегодня.

Написание ассоциаций. (1-2 мин)

Историк. Стоит над Невой город. Большой и красивый. Носит он гордое имя – Санкт-Петербург. У Петербурга, как и у каждого города, есть своё лицо, своя судьба, своя история, правда, не такая уж и длинная, по сравнению с другими городами, но это славная история!

Каждый день ровно в полдень катится над волнами Невы эхо выстрела. Прохожие, услышав его, поглядывают на свои часы, сверяют. Удивлённым гостям охотно поясняют: это Петропавловка бьёт. Полуденный выстрел. Стреляет пушка. Гремит с Нарышкинского бастиона. Петропавловка словно напоминает, что она крепость и выросла для сражений с врагом в грозное для страны время, весной 1703 года. И название получила Санкт-Петербург.

А как вы думаете, что означает это имя? (Ответы учащихся)

Вырос город на древней Новгородской земле. Прямо на болотах появились дома и улицы. На глазах пустынная заболоченная местность превращалась в красивый город. Петербург строили и великие мастера, и безвестные труженики. Начиная с 1704 г. на берега Невы сгоняли до 40 тысяч «работных людей». Пётр построил не только совсем новый город для России, но и новый быт для русского дворянства. Здесь обычными стали маскарады, шуточные шествия, фейерверки, приёмы иностранных гостей.

Не была помехой и суровая северная зима- с её приходом скованная льдом река превращалась в санный путь и становилась местом народных гуляний…

Прошло несколько столетий, и выросшая по воле царя Петра I новая столица заняла по праву одно из первых мест в ряде крупнейших городов Европы.

Филолог. Петербург вошел в русскую литературу и «прожил» в ней весь 18-й век на мажорной ноте. Поэтов-классицистов переполняли чувства удивления и восторга. Они дивились этому неожиданно возникшему на берегах Невы городу.

Мотив чуда оказался в русской поэзии очень стойким и дожил до 19 века. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля новой столицы. Автор говорит, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом.

Ученик.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Ученик.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

Историк. Вряд ли найдётся в мире город, который мог бы сравниться с Петербургом по продуманности и законченности своей планировки. С самого начала Петербург строился по разработанному самим Петром плану. Специальные чиновники следили, чтобы фасады домов строили по одной линии, чтобы не было чересчур вызывающих архитектурных деталей. Пётр мечтал о каменном городе, подобном Амстердаму.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение ученицы о красотах Петербурга.

Сегодня Санкт-Петербург – признанный в мире культурный центр. Город распахивает перед гостями свои 3673 улицы. Многие его улицы, дворы, храмы- экспонаты музея архитектуры. Прямо под открытым небом стоят могучие монументы, триумфальные арки, многочисленные скульптуры. Его невозможно представить без медного всадника, без бронзового Пушкина на площади искусств, без памятников Кутузову и Суворову.

В Петербурге около 200 мостов, более 8 парков, садов и скверов. Самый знаменитый –Летний сад. Петербург часто называют музеем под открытым небом. Здесь 275 музеев – больше, чем в любом городе России (в Москве их 230). Эрмитаж – самый известный музей не только Петербурга, но и мира хранит а себе исключительные ценности. За год его посещают 2,5 млн. человек. Столько же в музее и экспонатов, размещённых в 363 залах и запасниках. Только для беглого ознакомления со всеми музейными ценностями потребовалось бы 11 лет!

2. Сообщение ученика о Петропавловской крепости.

16 мая 1703года в устье реки Невы на отвоёванных у шведов землях была заложена Петропавловская крепость. Ни высоких стен, ни башен она не имела. По углам башни построили бастионы – пятиугольные укрепления, на которых стояли пушки. В многометровой толще бастионных стен разместились казематы – помещения, где хранились оружие и боеприпасы. Участки стен, соединяющих бастионы, называются куртинами. Со временем крепость усилили дополнительными укреплениями – равелинами. Первоначально крепость называли Санкт-Петербургской, позже она получила название по возведённому в ней собору.

29 июня 1703г. в день апостола Петра на территории строящейся крепости заложили Петропавловский собор. Он был мало похож на те храмы, которые веками строили на Руси.

Собор был вытянут с запада на восток. Такие здания характерны для Западной Европы и в архитектуре имеют название базилика. У Петропавловского собора отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы с востока – апсиды. Необычно выглядит над колокольней собора золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела. Высота собора со шпилем составляет более 120 метров. Вплоть до XX века это было самое высокое здание в России. Необычен собор и внутри. Его стены украшают религиозные картины, написанные в новой реалистической манере. Деревянный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским. Он сделан в виде триумфальной арки и украшен не столько живописью, сколько скульптурой. Всё это объяснялось тем, что строил собор иностранец- итальянец из Швейцарии Доменико Трезини.

3. Сообщение ученика о Кунсткамере.

Кунсткамера – старейший музей в России. Учреждён императором Петром Первым.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев»- анатомических редкостей и аномалий.

4. Сообщение ученика об Александро-Невской лавре.

Александро-Невская лавра – крупный православный мужской монастырь, основанный Петром Первым в 1710 г. Выбор места для монастыря был выбран не случайно: по преданию именно здесь, на левом берегу Невы у впадения в неё Чёрной речки (ныне Монастырки), произошла в 1240 г. знаменитая Невская битва, в которой русские рати с новгородским князем Ал. Невским одержали победу над шведами. Строительство монастырского комплекса продолжалось 80 лет, и в нём участвовали многие архитекторы; именно поэтому в архитектурном ансамбле лавры нашли воплощение два художественных стиля: барокко и ранний классицизм.

В основу ансамбля лёг проект Доминико Трезини; архитектор начал работу, но завершить не успел – умер, и работу продолжили другие архитекторы. Один из них – Иван Егорович Старов, который выполнял заказ по строительству Троицкого собора Александро-Невской лавры – крупнейшего собора того времени.

Звучит мелодия И. Шварца «Эрмитаж» – 1 мин.

5. Сообщение ученика об архитектуре XVIII века.

В 1716 г. в Петербург вместе со своим отцом – скульптором, приглашённым Петром I для работы в России, приехал юный Франческо Бартоломео Растрелли. Этому итальянцу со временем суждено было стать одним из крупнейших европейских архитекторов XVIII века.

Слава к нему пришла в царствование Елизаветы Петровны. Пышность, богатство стали нормой жизни при елизаветинском дворе. Всё это отвечало характеру художественного стиля барокко.

Историк. Этот стиль пришёл к нам из Западной Европы. В буквальном переводе с итальянского слово «барокко» означает «вычурный», «причудливый». Данному стилю присуща необыкновенная пышность и нарядность. Ярче всего барокко проявился в архитектуре, где много причудливой лепнины, изгибов, светотени. Один из историков остроумно заметил, что барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными». Франческо Бартоломео Растрелли возвёл для императрицы и её вельмож множество роскошных дворцов. Из них наиболее известны два – Зимний в Петербурге и Екатерининский в Царском Селе.

6. Сообщение ученика о Зимнем дворце.

Уже в петровское время Зимний дворец считался главной резиденцией российских монархов. Его многократно перестраивали, он даже менял своё местоположение, пока Елизавета не решила построить новый дворец – огромный и необыкновенно пышный. В одном из писем императрица писала: «Строение того каменного дворца строица для одной славы российской империи».

Спустя несколько лет на берегу Невы поднялся новый Зимний дворец. Входя в него, гости попадали в колонную галерею, которая подводила их к самой красивой лестнице дворца – Иорданской. Устроенная в высоту всего здания, она была богато украшена живописью, зеркалами, золочёной лепниной. По замыслу Ф. Растрелли, с верхней площадки лестницы должна была начинаться анфилада (вереница) из пяти огромных залов. Многое из задуманного осуществить Растрелли не удалось. Кроме того, пожар 1837 г. уничтожил практически все растреллиевские интерьеры Зимнего дворца. Однако при Николае Первом дворец был отреставрирован вновь и сегодня поражает посетителей своим великолепием.

7. Сообщение ученика о Екатерининском дворце.

Царское Село под Петербургом с петровских времён служило загородной императорской резиденцией. Но только при Елизавете Петровне оно превратилось в прекраснейший дворцово-парковый ансамбль. В его центе Растрелли возвёл один из красивейших дворцов Европы. Перед его протяжённым 300-метровым фасадом был устроен полукруглый парадный двор. Его въездные ворота имеют изумительную пол красоте решётку, выполненную по рисунку самого Ф.Б. Растрелли.

Лазурные стены дворца украшают белоснежные колонны и пилястры, нарядная лепнина. Ослепляет невероятной роскошью отделка интерьеров дворца. Особенно великолепен Большой зал, поражающий колоссальными размерами: 47 м в длину и 17 м в ширину. Между окнами огромные зеркала. Окна, двери, зеркала обрамляет причудливая золочёная резьба. Во всю величину потолка – расписной плафон (картина), под ногами редкой красоты паркет.

Царское Село стало любимой загородной резиденцией Екатерины Второй, отсюда дворец получил свое имя.

Фрагмент фильма о Медном всаднике (1 мин.)

Филолог. В поэзии 18-го и начала 19-го века было не принято вспоминать о тысячах человеческих жизней, которыми пришлось оплатить невское «чудо»: предполагалось, что у «чуда» цены не бывает. Но в народной памяти жила страшная правда о жертвах Петербурга. На этой основе зародился в народном преданье мотив «вины» Петербурга и его основателя, мотив будущей гибели проклятого города, города антихриста, столицы, построенной на костях. И такую точку зрения мы опять встречаем в поэме Пушкина «Медный всадник». Поэт изображает страшное наводнение в Петербурге, которое явилось протестом природы против насильственного вторжения в нее человека, и представляет нам мелкого чиновника Евгения, чья судьба была разрушена из-за того, что он жил в таком опасном месте. Пушкин показывает здесь Петербург городом одиночества, городом, сводящим с ума

8. Сообщение ученика о «Медном всаднике».

Ученик читает стихотворение В. Брюсова «К медному всаднику».

В морозном тумане белеет Исакий,
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр.

Ты так же стоял здесь, обрызган и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн;
И тщетно грозил тебе бедный Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.

Стоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!

Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои…
Твой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.

Но северный город – как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.

Филолог. Обостренный интерес к петербургской теме проявился в начале 20-го века и был обусловлен двухсотлетним юбилеем города. За два первых десятилетия 20-го века было создано громадное количество художественных произведений, посвященных Петербургу. А если говорить о поэтах, то они выразили в своих стихах любовь к старому Петербургу, умение видеть его своеобразную красоту и значительность.

9. Сообщение ученика о Дворцовой площади.

Дворцовая площадь – центральная площадь Петербурга; её разбили в XVIII в. после возведения Зимнего дворца. Ныне существующий ансамбль площади – творение четырёх архитекторов: Растрелли – Зимний дворец, Росси – здание главного штаба и здание Министерств, соединённые аркой, Брюллова – здание штаба гвардейского полка и Монферрана – Александровская колонна.

Историк. В основе замысла этого ансамбля – прославление победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Арка увенчана колесницей победы, на колонне – бронзовый ангел, попирающий крестом змею, символ победы добра над злом.

Ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Дворцовая площадь».

Императорский виссон
И моторов колесницы, –
В черном омуте столицы
Столпник-ангел вознесен.

В темной арке, как пловцы,
Исчезают пешеходы,
И на площади, как воды,
Глухо плещутся торцы.

Только там, где твердь светла,
Черно-желтый лоскут злится,
Словно в воздухе струится
Желчь двуглавого орла.

Филолог. Имперский блеск классицизма у Мандельштама неразрывно связан с представлениями о воинской славе и державном величии. Петербургская архитектура для Мандельштама – это «видение властной, повелительной гармонии», образ строгого порядка и рациональности. В литературе сложилась традиция, по которой Петербург связан с желтым цветом, но у Мандельштама он черно-желтый – это цвета императорского штандарта.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.