Основная задача урока: показать основные этапы, общие черты и итоги развития стран Запада во второй половине XX в.
Вопросы и задания:
1. Дайте общую характеристику послевоенного экономического положения европейских государств-участников войны. Какие общие задачи стояли перед ними?
2. Проанализируйте статистические данные таблицы «Общий объем валового внутреннего продукта на душу населения в 1950 г.» (с. 225), сделайте обобщающий вывод.
3. На основании материала учебника определите, какие факторы повлияли на успешное преодоление послевоенных экономических трудностей. Выделите долговременно действующие факторы.
4. Какую роль в послевоенном восстановлении и развитии европейских стран сыграли США? Можно ли утверждать, что во второй половине 40-х — 50-е гг. США безоговорочно доминируют в мировой экономике и политике?
Для анализа этапов развития стран Запада и тенденции перехода к постиндустриальному обществу проводится работа с таблицей.
Этапы развития стран Запада во второй половине XX в.
Рассматриваемые вопросы |
50-е — начало 70-х гг. |
Структурный кризис 70-х — начала 80-х гг. |
80—90-е гг. |
Темпы экономического развития стран Запада |
Высокие.«Экономическое чудо» Германии, Италии, Японии |
Исчерпаны факторы экстенсивного роста экономики. Стагфляция. Формирование трех центров международных хозяйственных связей — США, европейских государств, Японии. Кризис «государства благоденствия» и неспособность левых сил справиться с ситуацией. Развитие альтернативных политических движений. Выход из кризиса — переход к постиндустриальному обществу |
Более низкие темпы развития, но создание производства нового технологического уровня |
Доминирующая экономическая модель |
Кейнсианство |
Монетаризм |
|
Характеристика государства |
Государство «всеобщего благоденствия» |
«Неоконсервативная волна» — жесткая социально-экономическая политика (рейганомика, тэтчеризм) |
|
Уровень экономической и политической интеграции |
Действуют МВФ, МБРР, ГАТТ. |
На фоне глобализации хозяйственных связей и формирования единой планетарной экономики идет рост интеграции европейских государств |
|
Валютно-финансовая система |
Бреттонвудская систмема |
Ямайская система. Формирование региональной европейской валютной системы (евро) |
Вопросы и задания к таблице:
1. Объясните подчеркнутые термины.
2. Расшифруйте выделенные аббревиатуры.
3. Найдите в учебнике характеристики постиндустриального общества. Почему его также называют информационным обществом?
4. Какие возможности открывает перед человечеством вступление в постиндустриальный этап развития общества? Какие проблемы порождает?
В завершение урока классу предлагается дать экономическую, социальную и политическую характеристику стран Запада, используя свои знания по географии зарубежных стран и текст учебника. Особое внимание обращается на общие проблемы стран Запада и современной России и возможные варианты их решения.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/