logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования:

Образовательные цели:

дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства;

дать представление о причинах и последствиях междоусобиц древнерусских князей;

дать представление о кочевниках – соседях русского народа в XII веке и борьбе русского народа с кочевниками;

учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений русских и половцев;

уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;

учащиеся узнают, что XII век – яркая страница истории России.

Воспитательные цели:

воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;

развитие интереса и уважения к истории и культуре;

общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;

знакомство с эпохой Средневековой Руси через произведения искусства, «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю;

историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.

Развивающие цели:

формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;

развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;

формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;

продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.

Ход урока

 


В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.

Задания.

1) Тип – картина; жанр – исторический; сюжетное историческое искусство; батальный; типологическая (битва) – воспроизводит многократно повторяющийся исторический факт, событие, типичное для изучаемой эпохи.

2) Картину В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» можно использовать в школьных курсах истории:

а) 6 класс «История России с др. времен до к. XVI в.» в главе «Политическая раздробленность на Руси» в теме: «Начало раздробления Древнерусского государства» в разделе «Половецкая угроза»; в теме «Культура русских земель в XII-XIII веках» в разделе «Литература»;

б) 10 класс «История России с др. времен до к. XVIII в.» в теме: «Русские княжества и земли» в разделе «Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества»;

в) 6 класс, региональный компонент «История Донского края» (с др. времен до к. XVI в.) тема «Дон в X-XIIвеках» в разделе «Половцы и Русь».

1Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (не сохранилась), Микеланджело «Битва при Кашине» (не сохранилась), Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), А.Ватто «Тягости войны» (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя «Бедствия войны» (1810–1820), «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа «Резня в Хиосе» (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Москва, Третьяковская галерея).

3) Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту.

а) Атрибуция источника или факта, на нём изображённого:

Какое событие изображено на картине?

К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным действиям, к повседневной жизни России в эпоху Средневековья?

Когда создано данное произведение?

Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины?

К какому направлению в искусстве принадлежал, по-вашему, В.М.Васнецов?

б) Описание содержания картины:

Что изображено на картине?

Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?

Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?

По пейзажу, изображенному на картине, попробуйте определить, в какой части Древнерусского государства происходит это событие?

Знаете ли вы название места, где происходила битва? Как это место называется сейчас?

С какими опасностями сталкивались древнерусские воины на этой территории?

С какими народами воевали русские княжества в XII-н.XIII?

Какие детали одежды и вооружения говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?

Какие детали одежды и вооружения говорят о национальной принадлежности противников? О религиозной?

Как художник передал настроение картины?

Какими художественными средствами автор передает ощущение жестокости только что закончившейся свирепой битвы?

Какими художественными средствами В.М.Васнецов передал атмосферу эпохи Древнерусского государства? Какие цвета использовал Васнецов, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?

Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: Дикое поле, Новгород-Северский князь, река Каяла, ратники, дружинники, сеча, половцы, поганые, червленые щиты, шлем, латы, нательный крест.

в) Критический анализ изображения:

Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время, воссозданное на картине? Создания этой картины?

Объективно ли такое изображение поля битвы после ее окончания?

Какое ощущение от фигур воинов, у вас, как у зрителей, сложилось?

Что они вам напоминают?

Достаточно ли полно отражено на картине это явление?

В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?

г) Аксиологический анализ изображения как текста:

Каково отношение В.М.Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?

Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?

С какой целью художник изобразил стервятников над полем битвы?

Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?

С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?

Для чего на переднем плане В.М.Васнецов изобразил убитого отрока?

Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?

Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?

О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?

Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?

Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?

Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?

Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?

д) Праксеологический анализ репродукции как текста:

Что нового вы узнали об эпохе феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?

Чем в этом вам помогла картина В.А.Васнецова?

Что нового вы узнали о вооружении, деталях одежды, православной символике, нравах этого периода?

Что нового вы узнали об отношениях Руси с соседними народами?

Что нового вы узнали об источниках по истории России н.XIII века?

Является ли картина источником при изучении истории?

4) Пояснительный текст.

Картина создавалась «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего живописный «комментарий». Если вспомнить время, когда она была написана, и тогда ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) становится совершенно ясной. В древнем эпосе художник осязаемо увидел сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами». Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. Тихий вечер сумраком ложится на поле битвы. Кровавая луна почти не светит во мраке. Лишь орлы-стервятники схватились над полем смерти за легкую добычу. В православной символике эти зловещие птицы означали бесов, рвущих души людей. Поколотые, порубленные, лежат на земле мертвые воины – русичи и половцы. Могучий воин в красных сафьяновых сапогах раскинул руки и лежит на своем плаще, словно объятый тяжелым беспробудным сном. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем нет ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры. А рядом – юноша, жизни еще не изведавший, смежил ресницы. Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина – отрока, символизирует поражение православного русского войска. Печально поникли травы. Лишь красные пятна червленых щитов, словно капли крови, усеяли землю. Переплетенные тела русского воина и половца, говорят о том, что свирепый бой на этом поле закончился совсем недавно. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Им вторит торжественная траурность вечернего заката. В мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. Васнецов считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина, Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является подтверждением этой мысли. «Когда я писал «Побоище», я ощущал творения Баха», - писал Васнецов. Последнее ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами, следуя поэтическому образу. «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле приклонилось». Соответствует «Слову» и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно лирической нотой в торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный описанием гибели юного князя Ростислава. В высветленной цветовой гамме его одежд – вопреки общему сумеречному тону картины таится особое эмоциональное воздействие, особый символический смысл. Поэтическими строками «Слова» о гибели мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря воплощение доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов справа.
«После побоища» стало для Васнецова своеобразным манифестом, утверждающим новые художественные принципы в исторической живописи - возможность поэтической интерпретации исторического сюжета.
«Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня...», - писал Чистяков художнику после увиденной на выставке картины. Высоко оценил ее и Репин, для него это была «необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина «После побоища» вызвала множество споров своей новизной, неординарностью видения сюжета. Она показывала путь историческим живописцам к родникам народного творчества и выражала дух истории, стала решительным шагом вперед по пути глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и поэтической интерпретации старины в образах реалистического изобразительного искусства. Эта картина укрепила и материальное положение художника. Её хотел приобрести президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. Но Васнецов охотно согласился на просьбу П.М.Третьякова, ценя включение картины в широко известное его собрание, тем более что тот ранее уже приобрёл жанровые произведения художника. Третьяков оценил достоинства и значение этой работы, хотя и видел в ней некоторые недочеты. «Я в ней главный недостаток находил и нахожу в колорите, - говорил он, - нет настроения... пестро и светло для наступающей ночи».

На VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства.

И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему».
П.Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»
И.Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе».

В первых эскизах бушевала ярость битвы, но художник отказался от «лобового» решения. Эта картина ознаменовала поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

5) Вопросы и задания для учащихся, которые можно использовать при монтаже картины В.М.Васнецова с другими средствами обучения истории.

1. Какие события (явления) объединяют предложенные источники? К чему относятся эти явления (события): к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к военным приготовлениям, к повседневной жизни?

2. Когда были созданы эти источники? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации, виде источников?

3. Сравните сведения, представленные в группе письменных источников; соответствуют ли они тому впечатлению, которое у вас возникло при анализе картины В.М.Васнецова?

4. Что нового вы узнали из отрывков произведений древнерусской литературы, поэтических отрывков, монографии краеведческого характера В. Моложавенко «Был и я среди донцов…» о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства?

Как в «Слове о полку Игореве» автор описывает поле битвы?

Как он называет половцев?

5. Сравните древнерусские миниатюры и изображения на палехских шкатулках. Видите ли вы сходство? Различие?

6. Сравните произведения Н.К.Рериха и В.М.Васнецова. В каком стиле написаны эти полотна? Различается ли впечатление, произведенное на вас этими картинами?

7. Внимательно рассмотрите пояснительный рисунок «Щиты», найдите такие же на картине Васнецова.

8. По карте проследите путь дружины князя Игоря. На территории какого современного государства находилось княжество Игоря, возле каких современных населенных пунктов происходила битва князя Игоря с половцами, половецкий стан хана Кобяка? Соотнесите их с фотодокументами.

9. Прослушайте музыкальный отрывок из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Попробуйте определить к каким персонажам (русичам или половцам) относится данный отрывок? А почему опера называется «Князь Игорь»?

10.О чем вам говорит такое количество (далеко неполное) разнообразных источников?

Дополнительные документы и иллюстрации по теме, которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке.

Документы:

1. Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.

2. Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.

3. Н.М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».

4. Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.

5. Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе .Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова).

6. Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.