logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели уроков: выявление новых тенденций развития русской культуры, анализ влияния эпохи великих реформ на развитие культуры; определение вклада русской культуры второй половины XIX в. в мировую художественную культуру.

Основные даты и события

1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов.

1882 г. — принятие новых цензурных правил.

1884 г. — принятие нового университетского устава.

1887 г. — циркуляр министра внутренних дел о «кухаркиных детях».

Термины и понятия уроков

Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Первый вариант урока. Урок-конференция.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентации, подготовленные учащимися.

План изучения нового материала: 1. Вводное слово учителя. 2. Выступления учащихся в ходе конференции. 3. Подведение итогов конференции.

Конференцию можно провести по теме «Вклад культуры России второй половины XIX в. в мировую и отечественную культуру». Учащиеся выступают на ней с заранее подготовленными докладами.

Темы докладов

1. Мастерство русских актеров второй половины XIX в.

2. Русское музыкальное искусство второй половины XIX в.

3. Репертуар русских театров 60—90-х гг. XIX в.

4. Печать и книгоиздание в пореформенный период.

5. Русская журналистика второй половины XIX в.

6. Товарищество передвижных художественных выставок.

7. Исторические сюжеты в русской живописи второй половины XIX в.

8. История России в скульптуре второй половины XIX в.

9. Русская архитектура периода эклектики.

10. Русские путешественники второй половины XIX в.

11. Развитие русской исторической науки в пореформенный период.

12. Открытия русских ученых в области естественных наук второй половины XIX в.

13. Открытия русских ученых в области точных наук второй половины XIX в.

14. Развитие системы образования в пореформенный период.

1. В своем вводном слове учитель отмечает, что русская культура развивалась во второй половине XIX в. под несомненным влиянием тех перемен, которые происходили в обществе. Отмена крепостного права, Великие реформы, бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», газетные отчеты о судебных процессах получали художественное осмысление в искусстве и культуре. Пореформенное общество предъявляло новые требования к образованию. Резко выросло количество обучающихся, открылись новые университеты (в Одессе, Томске) и высшие учебные заведения. В рассматриваемый период точные и естественные науки становились науками современными, подразделяясь на фундаментальные и прикладные. Последние выходили на уровень, позволявший решать крупные народно-хозяйственные проблемы, создавали базу техники и технологии XX в.

В 60-е гг. XIX в. началось оживление общественно-научной мысли, расширение преподавания некоторых общественных дисциплин, развитие различных научных направлений, школ, течений.

Вторая половина XIX в. явилась эпохой расцвета русской литературы. Проникновенное отражение действительности, страстная дума о судьбах Родины, внимание к человеку — характерные ее черты. Вместе с критикой русская литература утверждала высокие нравственные идеалы, поэтому стала достоянием человечества.

В музыкальном творчестве утверждался народно-национальный характер культуры. Вместе с литературой и музыкой развивалась сценическая деятельность. В изобразительном искусстве ведущая роль принадлежала художникам-передвижникам.

Во второй половине XIX в. происходили значительные изменения в быту. Развивалось городское коммунальное хозяйство. Появилось газовое освещение улиц, конка как средство передвижения.

2. Учащиеся представляют свои доклады, которые должны быть проиллюстрированы с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Кроме того, необходимо напомнить школьникам, что выступление на конференции предполагает анализ различных точек зрения ученых-историков по выбранной проблеме.

3. По ходу выступлений формулируются основные тезисы конференции. Они могут быть подготовлены выступающими заранее и продемонстрированы классу на экране или оформлены в напечатанном виде и розданы учащимся по завершении конференции.

Второй вариант урока. Урок-семинар.

План семинара: 1. Влияние эпохи Великих реформ на развитие культуры России. 2. Дискуссия о сущности и причинах сочетания высокого уровня российской науки и низкого образовательного уровня населения страны. 3. Новые задачи и новые подходы в архитектуре России второй половины XIX в. 4. Феномен движения передвижников. 5. Превращение театра в центр культурной жизни провинции. 6. Создание русской национальной музыки.

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.