logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Основная задача урока: проследить процесс складывания антифашистской (антигитлеровской) коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия, перспективы и значение.

Этапы занятия:

1. Постановка проблемы учителем.

2. Самостоятельная работа над источниками.

3. Подведение итогов самостоятельной работы.

Во вступительном слове учитель напоминает, что Вторая мировая война — война коалиций, одна из которых — фашистская — сложилась до начала военных действий, а вторая — антифашистская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией, и ставит проблему урока. Учащимся надо указать последовательность работы над источниками, так как часть документального материала содержится в учебнике и учителю нет оснований для его дублирования.

Документ 1: Из послания президента Ф. Рузвельта Конгрессу США. 6 января 1941 г.

«…Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие… Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений… Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов». (Хрестоматия по новейшей истории. 1939—1945 / Под ред. Б. Г. Гафурова и др. — М., 1960. — Т. 2. — С. 508—509.)

Вопросы к документу:

1. Перечислите аргументы, с помощью которых обосновывает Рузвельт свою позицию по отношению к войне в Европе.

2. Согласны ли вы с доводами президента США?

3. Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны ведет к созданию антифашистской коалиции?

Документ 2: Из выступления У. Черчилля по радио. 22 июня 1941 г.

«…За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся — да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи…

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии. Его вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова. Он... надеется, что сможет снова повторить… процесс уничтожения своих врагов поодиночке…

Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни». (Россия, которую мы не знали: 1939—1993: Хрестоматия / Под ред. М. Е. Главацкого. — Челябинск, 1995. — C. 53.)

Вопросы к документу:

1. Что означают слова: «Прошлое… исчезает»? Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

2. Какие слова документа представляются вам ключевыми? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Какие идеи лежат в основе антифашистской коалиции?

Документ 3: Декларация о создании Союза объединенных наций представлен в учебнике.

Вопросы к документу:

1. Какие обязательства взяли на себя правительства, подписавшие Декларацию?

2. Каково значение создания Союза объединенных наций?

Документы, связанные с Тегеранской и Потсдамской конференциями, и вопросы к ним представлены в учебнике. Целесообразно дополнить их извлечениями из решений Крымской конференции.

Документ 4: Из решений конференции в Ялте. 4—12 февраля 1945 г.

«Разгром Германии.

…Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координации новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга…

Оккупация Германии и контроль над ней.

…В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны…Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма… Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб… изъять и уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства… подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию… стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы… В наши цели не входит уничтожение германского народа.

Репарации с Германии.

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере.

О Польше.

Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна идти по линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и западе.

По вопросам Дальнего Востока.

…Через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии… при условии:

1. Сохранения статус-кво… Монгольской Народной Республики;

2. Восстановления принадлежавших России прав… а именно: a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов; b) интернационализации торгового порта Дайрена… и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги…

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов…» (Хрестоматия по новейшей истории. 1939—1945 / Под ред. Б. Г. Гафурова и др. — М., I960. — Т. 2. — С. 101—103, 105, 107.)

Вопросы к документу:

1. Какие соглашения вызвали серьезные споры на конференции (исходя из документа и материала учебника)?

2. О чем свидетельствовало нарастание противоречий внутри антифашистской (антигитлеровской) коалиции?

3. Как вы объясните тот факт, что даже на завершающем этапе войны, когда в рамках антигитлеровской коалиции стали проявляться противоречия, немецкой дипломатии не удалось разобщить союзников?

В завершение урока учащиеся самостоятельно делают вывод по основной проблеме, подтверждая свое мнение документальным материалом.

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.