logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели уроков: анализ причинно-следственных связей между событиями 1812 г. и постановкой вопросов об отмене крепостного права и принятии конституции; сравнительный анализ проектов реформ М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева — П. А. Вяземского, Конституции Н. М. Муравьева и Русской Правды П. И. Пестеля; оценка движения декабристов в исторической литературе.

Основные даты и события

1810 — создание первого военного поселения.

1818—1821 гг. — Союз благоденствия.

1821—1825 гг. — Северное и Южное общества декабристов.

14 декабря 1825 г. — выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

Термины и понятия уроков

Аракчеевщина — политика крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, проводившаяся А. А. Аракчеевым. Режим аракчеевщины характеризовался палочной дисциплиной и бессмысленной муштрой в армии, мелочно-формальной регламентацией, жестоким подавлением любых проявлений недовольства наряду с внешне показным блеском.

Военные поселения — особая организация войск в Российской империи в 1810—1857 гг. с целью уменьшения военных расходов. Массовое создание военных поселений проходило в 1816—1817 гг. Были введены на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской и других губерний. Военные поселяне совмещали военную службу с занятием сельским хозяйством. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское 1819 г., Новгородское 1831 г. и др.

Цензура — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в XV в., в России — в начале XVIII в. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 г. регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутренняя и иностранная) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

Оборудование уроков: компьютеры, подключенные к Интернету.

План изучения нового материала: 1. Вопрос об отмене крепостного права. 2. Вопрос о конституции. 3. Военные поселения. 4. Александр I в последние годы царствования. 5. Тайные организации.

1. В начале урока учитель задает учащимся вопросы: какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на настроение народа? Какие проекты реформ были предложены на рассмотрение императора после войны? Учащиеся подчеркивают, что события периода войны и заграничного похода оказали неоднозначное влияние на русское общество и на русское правительство. Русское общество, осознающее свои силы после победы над Наполеоном, ждало кардинальных перемен в жизни страны. Правительство же, наоборот, изменило свое отношение к преобразованиям и не было больше заинтересовано в проведении прежней программы.

Сравнение проектов отмены крепостного права Н. С. Мордвинова и А. А. Аракчеева учащиеся проводят самостоятельно, составляя сравнительную таблицу по материалам учебника и дополнительным материалам, предложенным учителем или найденным ими самостоятельно в Интернете (если класс оборудован выходом в Интернет).

2. Бóльшую часть урока целесообразно отвести на рассмотрение проектов государственных преобразований, предложенных М. М. Сперанским, Н. Н. Новосильцевым — П. А. Вяземским и декабристами. На основе текстов документов учащиеся могут составить сравнительную таблицу, раскрывающую основные положения проектов относительно формы государственного устройства и организации власти в стране.

Вопросы для сравнения

М. М. Сперанский

Н. Н. Новосильцев — П. А. Вяземский

Русская Правда П. И. Пестеля

Конституция Н. М. Муравьева

Форма правления

Абсолютная монархия

Конституционная монархия

Республика

Конституционная монархия

Принцип разделения властей

Разделение властей, все ветви власти сходятся в Государственном совете

Разделение властей, представители исполнительной и судебной власти назначались императором

Разделение властей, взаимный контроль ветвей власти

Разделение властей, независимость судебной власти

Полномочия главы государства

Вся полнота власти принадлежит императору

Ограничение власти императора

Диктатура Верховного временного правления на 10—15 лет

Ограниченная власть императора, император обладает исполнительной властью и утверждает законотворчество Народного веча

Другим вариантом изучения этого вопроса может стать составление схем государственного устройства по данным проектам.

3. Рассмотрение деятельности А. Аракчеева по созданию военных поселений может быть организовано в виде заслушивания сообщения учащегося на тему «Современные дискуссии об А. Аракчееве».

4—5. Изучение последних лет царствования Александра I, рассмотрение вопросов о зреющем против него заговоре, возникновении тайных организаций также проводятся в виде обсуждения докладов учащихся.

Подводя итоги, учитель еще раз обращает внимание на то, какую альтернативу развития выбрала Россия в годы правления Александра I. Другим вариантом завершения урока может быть небольшая дискуссия по теме «Причины неудач реформ сверху, проводимых Александром I».

Домашнее задание.

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.