logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности.
  • Обобщить знания о плане и карте.
  • Сформировать знания о картографической проекции.
  • Продолжить формирование умений работать с картой.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, климатическая и любые другие специальные карты, топографическая карта, карта своей области, физическая карта России, атлас для 7 класса, учебник.

Основное содержание: географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите источники географической информации.

2. Что такое географическая карта?

3. Проверка описаний выбранных фотографий.

Изучение нового материала:

Показывая значение карты, учитель отмечает, что географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.

Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.

Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.

Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.

Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам.

Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.

В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях. Учащиеся изучают рисунок и приводят примеры карт атласа, выполненных в разных картографических проекциях.

Сущность картографических проекций хорошо отражена в четверостишиях картографа А. В. Гедымина:

Изучая суть проекций,

Надо помнить положение:

С переходом сферы в плоскость

Неизбежны искажения.

Карты вовсе не безгрешны

И в пределах разных норм

Нарушают верность линий,

Площадей, углов и форм.

Далее учитель переходит к изучению способов картографического изображения. Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Картографы придумали много разных способов картографического изображения. Основные способы представлены на рисунке 3 учебника. Анализируя карты атласа и рисунок 3 учебника, учащиеся заполняют таблицу 2.

Таблица 2

   

      

Способ картографического изображения

Название карты

Значки

Линейные знаки

Изолинии

Качественный фон

Ареалы

Знаки движения

В завершение урока учащиеся знакомятся с классификацией карт. Карты делят на группы по какому-либо одному признаку (рис. 4 учебника). Например, карты атласа можно разделить по охвату территории на такие группы: мировые карты и карты полушарий, изображающие поверхность всего земного шара; карты отдельных материков, океанов и их частей; карты стран и их частей; карты городов и районов. Затем учитель предлагает учащимся отнести карты атласа к соответствующим группам.
      

Домашнее задание: 

1) изучить § 3; 2) ответить на вопросы 1—3; 3) выполнить задания 4 и 5.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.