logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии самостоятельного группового обучения.

Цели по содержанию.

Образовательная: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка и опираясь на общеземлеведческие знания учащихся, подвести их к объяснению причин своеобразия, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде.

Развивающая: продолжать обучение методами географических исследований (системный подход, сравнительный подход), совершенствовать умения школьников работать с различными источниками географической информации, развивать мышление, привлекая учащихся к решению познавательных задач.

Воспитательная: воспитывать у школьников организованность, умение концентрировать внимание, стремление рационально использовать время, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащегося в процессе самостоятельного группового обучения школьников.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.

Форма организации: групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник "География материков и океанов” Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., физическая карта Антарктиды (настенная), атласы для 7-го класса, контурные карты, учебные картины, рисунки учащихся, дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников. Дополнительная литература об Антарктиде.

Ход урока

Оргмомент. Учитель приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свое место в творческих группах (6чел.), проверить готовность рабочего места к самостоятельной групповой работе.

Целеполагание и мотивация.

Учитель: Американский исследователь А.Бэрд писал: "На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, его горизонты окрашены розовыми, золотыми зелеными и голубыми тонами постели”. Сегодня на уроке мы продолжим рассмотрение этого уникального и неповторимого материка. В процессе урока учащиеся должны научиться:

* рассказывать об особенностях уникальной природы Антарктиды;

* характеризовать ПТК материка по типовому плану и комплексу разнообразных источников;

* решать познавательные задачи.

Проверка Д/З.

1. На доске написаны даты, связанные с историей открытия и освоения материка (1820; 14.12.1911; 18.01.1912; 1840 -1843; 1828 по 1947; 1957-1958). Необходимо вспомнить, что означают эти даты.

2. Вспомнить, кому принадлежат эти слова: "Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда нетающего снега…”. "Я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решиться на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге никогда не будут исследованы”.

3. Учитель предлагает выполнение географического диктанта на контурной карте на 2 варианта. Учитель: на контурной карте отметьте цифрами следующие географические объекты: 1 вариант- 1 - Антарктика, 2 - Юж. полярный круг, 3 - Южный полюс, 4 - станция Мирный, 5 - Восточная Антарктида, 6 - море Амундсена. 2 вариант - 1 - Южный ледовитый океан, 2- станция Восток, 3 - Антарктический полуостров, 4 - море Беллинсгаузена, 5 - станция Молодежная, 6 - Западная Антарктида. Два ученика показывают на карте местоположение географических объектов, остальные учащиеся класса проверяют на контурной карте работу и оценивают ее. Оценка выставляется лидером группы в зачетный лист группы.

Изучение нового материала.

Учитель организует самостоятельную работу по изучению нового материала. Класс разбит на 4 группы:

* ледниковый покров;

* подледный рельеф;

* климат;

* органический мир.

Учитель определяет и формирует цель работы: описать особенности ПК Антарктиды, выяснить причины уникальных особенностей материка. Подготовить таблицу в рабочей тетради, которую необходимо будет заполнить по ходу отчета групп (табл. "Характеристика ПТК Антарктиды”). Учитель выдает пакеты с заданиями.

Задание 1. Прочитать текст учебника о ледниковом покрове.

1. Используя текст учебника, дополнительную литературу, профиль ледникового покрова и ложа ледника по маршрутам Мирный - Полюс Недоступности и Мирный-Южный полюс дать характеристику ледникового покрова Антарктиды.

2. Дать понятие "шельфовый ледник”. Показать на карте Антарктиды крупнейшие шельфовые ледники. Дать характеристику ГП шельфового ледника Росса (оформить записи в таблице).

3. Разработать краткий конспект (ЛОС) по теме "Образование айсбергов и ледниковое таяние”.

4. Для ледникового покрова характерно большое количество трещин. Таких трещин много в районе Мирного, а глубина их, как говорят в Антарктиде, "до конца географии”, поэтому трещины представляют серьезную опасность и для людей и для техники. Выскажите свое предположение о том, как они возникли.

5. Бурить лед на большой глубине очень сложно. Тем не менее, ученые многих стран извлекают ледяные керны в разных частях материка. Почему?

6. Решите кроссворд.

Задание 2. Прочитать текст учебника о подледном рельефе Антарктиды.

1. Дать характеристику подводного рельефа Антарктиды по типовому плану с использованием карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы (оформить записи в таблице "Комплексная характеристика природы Антарктиды”).

2. Разработать краткий конспект по теме " Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Антарктиды”.

3. Дать характеристику рельефа Трансантарктического хребта по типовому плану и картам атласа.

4. В октябре 1958 г. в зарубежной прессе промелькнуло сообщение о том, что в Антарктиде обнаружены месторождения алмазов аналогичные богатейшим месторождениям в Ю. Африке. Как вы оцениваете вероятность истинности этого сообщения?

5. На одном из прибрежных островов у моря Росса расположен вулкан Эребус. Причем он извергается с завидным постоянством. О чем свидетельствует это явление?

6. Решите кроссворд.

Задание 3. Прочитать текст учебника о климате Антарктиды.

1. Дать характеристику климата Антарктиды по типовому плану с использованием карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы (оформить записи в таблице "Комплексная характеристика природы Антарктиды”).

2. Разработать краткий конспект (ЛОС) по теме "Климат Антарктиды”.

3. Объясните, почему Антарктиду образно называют страной жесткого солнца и пурги?

4. Пользуясь климатической картой Антарктиды, подтвердите, что там действует закон широтной зональности. Для этого проследите изменение температур и осадков по меридиану 700 в.д.

5. Пользуясь климатограммами в учебнике (стр.198) сравните антарктический и субантарктический климат.

6. Решите кроссворд.

Прочитать текст учебника об органическом мире Антарктиды.

1. Дать характеристику природной зоны антарктической пустыни по типовому плану и картам атласа (оформить записи в таблице "Комплексная характеристика природы Антарктиды”).

2. Разработать краткий ЛОС по теме "Антарктическая пустыня”.

3. Дать определение понятия "оазис Антарктиды”.

4. Выпишите в таблице номера предложений, в которых дана характеристика природы оазисов Африки, Антарктиды, общие черты.

Оазисы Антарктиды. Оазисы Африки. Общие черты

* Вода существует в течение года в жидком состоянии.

* Температура воды в озерах на 10-20°С выше температуры воздуха. Высокая минерализация вод вместе с интенсивной солнечной радиацией создает условия, достаточно благоприятные для развития жизни.

* В оазисах растут деревья - финиковые пальмы, акации, абрикосы.

* В оазисах сформировались примитивные почвы.

* Растительность представлена низшими растениями: мхами, лишайниками, водорослями, микроскопическими грибами.

* Это участок суши, свободный от ледникового покрова.

* В водах прибрежных оазисов обитают тюлени.

* Влажность воздуха в оазисе несколько выше, чем на окружающей территории.

* Это район высокоинтенсивного с/х производства, здесь выращивают овощи, фрукты, финики.

* В оазисах гнездятся и выводят птенцов около 10 видов птиц - снежные буревестники, поморник, пингвин Адели, императорский пингвин.

* Подготовить небольшой рассказ об обитателях Антарктиды - пингвинах.

* Решите кроссворд.

Учитель напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами, как по содержанию учебного материала, так и по организации познавательной деятельности. Время самостоятельной работы 10 мин. Лидеры организуют взаимодействие учащихся при выполнении групповой работы, заполняют зачетный лист. Через 10 мин. Учитель предлагает отчитаться по результатам самостоятельной работы.

Группы отчитываются по 1, 2, 3 пунктам задания. Все учащиеся делают записи в тетради (таб. "Характеристика ПТК Антарктиды”). Остальные задания проверяются лидерами групп ( учитель предлагает ответ и критерии оценки).

Применение знаний: Учитель организует дискуссию по решению познавательных задач.

1. Антарктида получает за год солнечной радиации больше, чем курорты России, расположенные на берегу Черного моря. Почему же Антарктида - ледяной континент?

2. 50-е широты! Это широты Киева в северном полушарии, а в южном уже - Антарктида. Как объяснить такую разницу в климатических условиях?

3. Благодаря своей пластичности, лед постоянно движется из внутренних районов к побережью, словно ледовые берега выдвигаются в море (океан отступает за год в среднем 500 м.). Выдвигаясь такими темпами, Антарктида за 3-5 тыс. лет удвоила бы свою площадь. В действительности наступления на океан не происходит. Почему? Увеличивается или сокращается площадь ледяного панциря Антарктиды? Каковы перспективы?

Ученики вместе с учителем приходят к выводу, что ПК Антарктиды уникален.

Подведение итогов. Учитель предлагает в группах определить результаты каждого ученика, показатель качества знаний группы по формуле:

(Количество учащихся получивших за работу "4”, "5”). (Общее количество учащихся в группе) x 100%.

Учитель дает слово лидеру каждой группы. Высказывает собственное суждение о результативности урока.

Домашнее задание. Подготовка к творческой работе, параграф № 49, выполнить групповое задание "Проверь себя”.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.